Этологи провели масштабное изучение групп больших человекообразных обезьян (преимущественно шимпанзе), наблюдая за ними время от времени на протяжении многих лет. Наиболее широко известна работа Гудолл*, и имеется ряд подобных полевых исследований. Уайтен** составил первоначальный перечень (п = 65) типов поведения шимпанзе, о которых сообщалось в литературе. Все эти типы поведения оценивались руководителями некоторых местных полевых участков на предмет того, наблюдались ли они в локальных группах шимпанзе. Было использовано шесть категорий: общепринятые, привычные, присутствующие, отсутствующие, отсутствующие по экологическим причинам, отсутствующие, возможно, из-за неадекватного наблюдения, неопределенный ответ.
Было обнаружено, что тридцать девять типов поведения отсутствуют в некоторых местах обитания, но общепринятые или привычные типы присутствовали везде, включая некоторые из них, общие для двух или более общин (стай). Эти паттерны преимущественно касались сексуального флирта, гигиены и использования орудий. Паттерны напоминали аналогичные паттерны человеческих обществ, в которых различия между культурами устанавливались по разнообразию изменений технологии и социальных обычаев.
Мы можем привести один из таких примеров наблюдений в естественных условиях. Бош*** предположил, что матери шимпанзе влияют на развитие умения колоть орехи у своих малышей через поощрение, помощь и активное обучение. Некоторые контексты окружения могут способствовать использованию орудий при раскалывании орехов. Это может привести к ускорению развития поведения неопытной особи. Поедание листьев двух разновидностей растений наблюдалось сначала в узком кругу, а затем оно распространилось на всю общину. Бош предположил, что это была культурная трансмиссия! Наблюдения Руссона (Russon) показали, что молодые орангутанги, которые выросли в неволе, а затем были выпущены на волю, сначала могут и не знать, как добывать определенные виды пищи, с которыми трудно обращаться (например, из-за колючек), но позже научаются этому в результате общения с другими особями, обладающими соответствующими умениями.
Уместен ли термин «культура» при рассмотрении таких паттернов поведения? Ответ на этот вопрос зависит, в конечном счете, от определения критериев понятия. Вполне реально составить такой список критериев, из которого будут исключены все виды существ, кроме людей****. Однако Уайтен и его коллеги, имеющие длительный и непосредственный опыт исследований в естественных условиях, явно склоняются к тому, чтобы приписать элементарные формы культуры, по крайней мере, шимпанзе.
* См. Goodall, 1986.
** См. Whiten etal., 1999.
*** См. Boesch, 1991, 1993, 1995.
**** Ср. McGrew, 1992; Segall, 1999.
Туалах приветствия, оружие направляли в другую сторону, чтобы продемонстрировать мирные намерения. Олуша
[маленькая морская птица] направляет свой клюв в небо, масай втыкает свое копье в землю, а в нашей культуре мы
Приветствуем гостей государства двадцатью одним залпом орудий, которые направлены в противоположную сторону. Такого рода сходства требуют объяснения. Они могут быть случайными, но большей частью — нет, потому что их причиной являются равные селективные ограничивающие факторы, которые одинаково формировали поведение в процессе филогенетического и культурного развития, или же иначе — по причине общего наследия, которое передается нам от общего прародителя. (1979, с. 2)
Лишь в примечании Айбл-Айбесфельдт все же добавляет к этим утверждениям маленькую оговорку о культурных традициях, которые могут передаваться через человеческое общение и не всегда независимо развиваются в разных культурах. Он продолжает анализ, проводя различие между сходством и аналогиями. Сходство, которое генетически передается от общих предков, называется гомологией. По мнению Айбл-Айбесфельдта, можно с уверенностью сделать вывод о том, что большинство паттернов поведения, которые мы разделяем с паттернами поведения больших человекообразных обезьян, — это гомологии. Аналогии — это сходство между видами в морфологических или поведенческих чертах, которые появились в ответ на сходные требования окружающей среды. Глаз осьминога анатомически в высшей степени похож на человеческий глаз и явно имеет то же назначение. Существует также функциональное сходство в поведении, кросс-видовые сравнения которого могут оказаться полезными при объяснении поведения человека.
Рассматривая данные о поведении животных, Айбл-Айбесфельдт (1979) об-
Суждает данные о поведении людей, чтобы показать, что филогенетическая адаптация также в значительной степени предопределила их поведение. Одним из источников доказательств является кросс-культурное исследование. Делаются ссылки на многочисленные записи на кинопленку спонтанных социальных взаимодействий, которые он и его сотрудники сделали в ряде основных традиционных культур35. Большое количество универсальных паттернов продемонстрировали фильмы. Один из примеров — поцелуй, который является универсальным признаком эмоционального отношения к детям. Он происходит из кормления типа «рот-в-рот» и связан с подобным же поведением у человекообразных приматов. Другой пример — проявление «застенчивости», которая ясно распознается независимо от культуры, где это было снято на пленку.
Существуют также различия между культурами, например, для невербальной передачи выражения «нет». В большинстве культур люди качают головой. Используются и другие жесты, например, греки отбрасывают голову назад и поворачивают ее в сторону, индейцы Айорео Морщат нос (как будто что-то пахнет плохо) и надувают губы. Согласно Айбл-Айбесфельдту, эти паттерны обнаруживаются повсюду, и все они выражают некоторое отрицание или отказ. По-видимому, один из этих
35 Когда субъекты знают, что их снимают, они обычно начинают «играть». Чтобы получить записи естественного поведения, Айбл-Айбесфельдт и его команда использовали объективы с зеркальным устройством, чтобы снималось не то, что происходило перед камерой, а события в стороне, под углом 90 градусов. Рьюнинг (Reuning), будучи специалистом по бушменам, задавал вопрос: Кого же обманывали с помощью этого устройства, людей, которые не знакомы с кинокамерой и которые скорее будут разглядывать кинооператора, а не камеру, или исследователей, которые недооценивают социальные навыки неграмотных людей?
Паттернов становится стандартным соглашением в группе, взамен более распространенного покачивания головой из стороны в сторону, которое представляется эмоционально слишком нейтральным, чтобы выражать фактическое высказывание «нет».
Айбл-Айбесфельдт также находит важное фундаментальное сходство в структуре ритуалов, то есть сложных паттернов поведения символического характера36. Он доказывает, что в дружественной неожиданной встрече всюду содержатся три этапа, каждый со своей особой функцией. Первый или начальный этап характеризуется смесью проявления агрессии и умиротворения. В качестве иллюстрации упоминается случай, когда индейцы Яномами, Собираясь в другую деревню, должны исполнить танец с агрессивными проявлениями, но при этом их должен сопровождать ребенок, который машет зелеными листьями.
Приветствие Яномами, Определенно, является культурно-специфическим ритуалом. Мы, на Западе, не исполняем воинственных танцев по такому случаю. Но рассмотрение более общих правил все же обнаруживает сопоставимые проявления и в нашем способе приветствия. Гостя государства, например, приветствуют пушечными залпами, и, кроме того, ребенок вручает ему букет цветов. В сильно отличающихся ситуа-циях мы обнаруживаем один и тот же принцип».. Также в нашей культуре рукопожатие и стискивание руки — это частично агрессия и частично соревнование, которое смягчено улыбкой, кивком головы и объятиями (1979, с. 21).
Айбл-Айбесфельдт предполагает даже, что телесные характеристики развились Для Того, Чтобы служить знаками для
36 Ср. также Eibl-Eibesfeldt, 1989.
Проявления отношения. Уже Лоренц отмечал, что малыши обладают определенными качествами, благодаря которым они выглядят «привлекательными», и которые стимулируют заботиться о них и проявлять эмоциональный отклик. Среди прочего, он упоминал относительно большую голову, округлые формы тела и круглые, выступающие вперед щеки. Иногда говорят, что последнее качество имеет отношение к сосанию, но это не вполне очевидно. Айбл-Айбесфельдт (1975) доказывал: «Такая дополнительная функция, конечно, возможна, но мы замечаем, что обезьяны и другие млекопитающие могут обходиться без таких форм. Это является доводом в пользу специфического человеческого органа, который развился для того, чтобы подавать сигналы» (с. 490).
Айбл-Айбесфельдт (1979, 1989) делает вывод, что существует универсальная «грамматика» человеческого социального поведения. Генетические механизмы, как предполагается, лежат в основе того, что многие считают качествами, приобретаемыми лишь в процессе социализации. Даже символическое поведение сводится к врожденным паттернам поведения. Большинство тех, кто изучает культуры, наоборот, обычно утверждают, что валидность таких заявлений не может подтверждаться таким неопределенным сходством, как об этом упоминалось в нескольких последних параграфах. Примеры показывают, что Айбл-Айбесфельдт не очень прислушивался к предостережениям Гоулда и Льюонтина, о которых упоминалось ранее в этой главе. Они касаются того, что определенные изменения, не будучи адаптациями, могут проявляться как побочный продукт других изменений. Например, доминирование мужского пола у человека
Могло бы рассматриваться просто как гомология, потому что аналогичные паттерны существуют у родственных человеку видов, особенно у шимпанзе, с которыми, как оказалось, у нас более 99 процентов общих генов. Однако вопрос не настолько прост, так как мы знаем, что бонобо, или карликовые шимпанзе, которые представляют собой вид, филогенетически так же тесно связанный с людьми, как и шимпанзе, демонстрируют гораздо меньшее доминирование мужского пола и ведут (выражаясь человеческим языком) очень беспорядочную сексуальную жизнь37. Более того, если диапазон возможного изменения поведения человека настолько велик, что короткое рукопожатие или даже устное приветствие могут иметь то же значение, что и тщательно разработанная танцевальная композиция, существует важное различие между поведением человка и закрепленными паттернами активности, которые этологи наблюдали в поведении животных.