Познание

В этой главе мы сконцентрируем наше внимание не на социальном поведении, а на когнитивных аспектах. Мы представим четыре точки зрения на познание, начиная с унитарной. Исходным является понятие общего интеллекта. Мы рассмотрим различные аспекты его изучения, включая использование тестов для оценки когнитивных способностей в разных культурных группах. В следующем разделе мы кратко рассмотрим теорию Пиаже, которую называют генетической эпистемологией; в ней выделены когнитивные структуры, которые дифференцированы скорее по возрасту, а не по культуре. В третьем разделе мы представим когнитивные стили — общие способы восприятия мира, «подстроенные», однако, под когнитивные запросы окружающей среды. Четвертый раздел (о концептуализации) относится к познанию, которое обусловлено контекстом. В этих подходах познание обусловлено

Заданием, составной частью социокультурных контекстов (см., например, исследование специфических способностей, проявляющихся при выполнении специальных заданий).

Познание— это область кросс-культурного исследования, которая имеет очень противоречивую историю. Различия между культурными группами по уровню выполнения когнитивных тестов интерпретировались крайне отличающимися способами. Некоторые усматривали причину этих различий как более или менее прямое отражение вариаций врожденных способностей. На групповом уровне подобные интерпретации опираются на понятие расы по тестам умственных способностей — общего интеллекта (на различия IQ) и приписываются «расовым» различиям когнитивных способностей. Однако, согласно более распространенной точке зрения,

Когнитивные процессы изначально культурно-обусловлены. Культурные группы обладают различными паттернами способностей, которые укоренены как в экологических особенностях, так и в социокультурных паттернах. С этой точки зрения, мы предполагаем, что существуют кросс-культурные различия в организации когнитивной деятельности, и, следовательно, качествено различное интеллектуальное развитие. Вопрос о том, насколько велики эти различия, теперь уже не имеет первоначального смысла, так как принято, что познание является культурно-обусловленной областью психологического функционирования.

Учитывая эти противоречия, важно заранее обозначить нашу точку зрения. Существуют две основные темы. Во-первых, мы придерживаемся универсалистского подхода и ищем когнитивные вариации, которые связаны со специфическими культурным опытом, а также ищем фундаментальное сходство, которое основано на общечеловеческих когнитивных процессах. Этот подход требует анализа очень широкого диапазона исследований, от абсолютистских (когнитивные способности и процессы, которые не затронуты культурой) и до релятивистских (когнитивная сфера специфическая и уникальная для конкретной культуры). Универсалистская точка зрения, в свою очередь, занимает промежуточное положение: мы полагаем, что основные когнитивные процессы являются общевидовыми для людей, но проявляются они по-разному. Культура влияет на развитие, содержание и использование этих процессов, но не меняет их в корне.

Во-вторых, мы будем продолжать приводить данные, подтверждающие точку зрения, что человеческое поведение во-общем приспосабливается к контексту

С учетом экокультурной структуры. Эта позиция в отношении познания нашла отражение в «законе культурной дифференциации», и впервые была сформулированы Фергюсоном1: «культурные факторы предписывают то, что должен усвоить человек в определенном возрасте; следовательно, разные культурные окружения приводят к развитию различных паттернов способностей».

Updated: 26.07.2013 — 11:12