Кросс-культурная психология сегодня является установившейся, процветающей областью интеллектуальной деятельности, представленной сотнями ученых из многих частей света. Еще в 1973 году, 1125 кросс-культурных психологов были внесены в список, опубликованный в Справочнике Кросс—Культурных Исследований И Исследователей* И, предположительно, еще большее их число не было упомянуто. Хотя большинство указанных ученых работают на факультетах психологии в североамериканских и европейских университетах, многих из них можно встретить в университетах Африки, Азии, Латинской Америки и Океании. Где бы они ни были, их объединяют разнообразные союзы. Многие из них входят в профессиональные организации, включая Международную ассоциацию кросс-культурной психологии (International Association For Cross—Cultural Psychology— IАССР, основанную в 1972), Общество кросс-культурных исследований (Society For Cross—Cultural Research— SCCR, 1972) и франкоязычную Ассоциацию интеркультурных исследований (Association Pour La Recherche Interculturelle — AR1C, 1984). Для растущих кадров кросс-культурных психологов имеется широкий выбор журналов, в которых они публикуют результаты своих научных изысканий. Например, Журнал Кросс—Культурной Психологии (Journal Of Cross—Cultural Psychology, Основан в 1970), Международный Журнал Психологии (International Journal Of Psychology, 1966), Этос (Ethos, 1972), Международный Журнал Межкультурных Отношений (InternationalJournal Of InterculturalRelations, 1978). Разум, Культура И Деятельность (Mind, Culture And Activity, 1994), Культура И Психология (Culture And Psychology, 1995) и Азиатский Журнал Социальной Психологии (Asian Journal Of Social Psychology, 1998).
Краткое введение в кросс-культурную психологию для начинающих студентов-психологов было написано Серпеллом, учебник Сигалла (1979) широко использовался в течение 1980-х гг. (позже его переработали Сигалл, Дасен, Берри и Пуртинга, 1990, 1999). Существуют и другие тексты Брислин, Коул (1996) и Мацумото на английском языке, Камильери и Винсоно, Геррауи и Троадека, Винсоно на французском языке и Томаса на немецком".
С 1974 публикуется многотомное издание по кросс-культурной психологии***. С тех пор появилось более двадцати томов на различные темы — от методов исследования до психического здоровья, от научения до социальной психологии. Библиографии, которые приводятся в них, свидетельствуют о настоящем всплеске активности в кросс-культурной психологии и интереса к ней.
В последнее время часто проводятся конференции, которые посвящены, преимущественно или даже исключительно, кросс-культурной психологии. Начиная со встречи в Гонконге в 1972 году, конференции Международной ассоциации кросс-культурной психологии проводятся каждые два года в разных регионах мира: в Африке,
* См. Berry, Lonner & Leroux, 1973.
** См. Serpell, 1976; Brislin, 1997; Matsumoto, 2000; Camilleri & Vinsonneau, 1996; Guerraoui & Troadec,
2000 Vinsonneau, 1997; Thomas, 1993.
*** Издается W. J. Lonner и J. W. Berry.
Азии, Европе и Америке. Издаются также труды большинства таких конференций, дополняя таким образом региональные материалы, доступные для изучения.
Первым обширным источником информации в этой области было 6-томное Руководство По Кросс—Культурной Психологии. Под общей редакцией X. К. Триандиса*. Второе издание Руководства По Кросс—Культурной Психологии Появилось в 1997 в 3 томах: том I: Теория И Метод**; Том II: Основные Процессы И Развитие Человека***; Том III: Социальное Поведение И Прикладные вопросы****. Студенты и другие читатели, которые ищут подробную информацию, получат большую пользу при изучении этих руководств.
* См. Handbook of cross-cultural psychology H. С. Triandis, 1980.
** См. Theory and method, подготовлен к печати J. W. Berry, Х. З. Poortinga и J. Pandey.
*** См. Basic processes and human development, под редакцией J. W. Berry, P. R.Dasen и T. S.Saraswathi.
**** Cm. Social behavior and applications, под редакцией J. W. Berry, M. H. Segall, С Kagitsibasi.
Обзора текущего состояния в области кросс-культурной психологии). Это также следует и из нашего определения, в котором акцентируется внимание на систематических связях между данными на уровне популяции (из экологии, биологии и антропологии) и индивидуальными психологическими данными. С какой бы стороны ученые ни приближались к предмету междисциплинарного исследования, следует решить проблему Уровней Анализа. Ее решение должно обеспечить легитимность изучения явления с различных точек зрения без риска редукционизма, т. е. стремления ограничить феномены одной дисциплины уровнем объяснения, типичного для другой, «более фундаментальной» дисциплины. Таким образом, мы не должны допускать сведения феноменов культуры к уровню психологических объяснений, психологических феноменов — к биологическим, биологических феноменов — к химическим и т. д. Это означает признание существования, например, культурных феноменов, которые могут изучаться на их собственном уровне, которые не всегда могут быть представлены, исходя из понятий психологии. То же самое можно сказать и обо всех других дисциплинах, которых мы касаемся.
Кросс-культурная психология связана с множеством дисциплин популяционно-го уровня — антропологией, биологией, экологией, лингвистикой, социологией, — которые, по большей части, занимаются описанием, анализом и пониманием характерных черт всего населения, групп или сообществ. Эти дисциплины не проявляют преимущественного интереса к отдельным индивидам. Конечно, эта область исследований включает типичные разделы психологии, такие, как развитие, социальное поведение, личность, познание, речь, эмоции и восприятие, которые касаются феноменов индивидуального уровня (включая как интер-, так и интраиндивидуальные феномены). Из этих разделов кросс-культурная психология может почерпнуть значительный объем информации для понимания как общего контекста психологического развития и функционирования, так и культурно обусловленных вариаций индивидуального поведения. Область кросс-культурной психологии связывает популяционный и индивидуальный уровни, чтобы иметь возможность понимать индивидуальное поведение, с учетом его связи с феноменами популя-ционного уровня. Обратите внимание, что специфические области индивиду-
Ального поведения, упомянутые выше, рассматриваются в I части данной книги при обзоре исследований.
Иной способ осмысления обоих уровней сосредоточен на том, что дисциплины популяционного уровня в значительной степени натуралистичны и имеют дело, в основном, с явлениями природы. Например, что касается антропологии, Эджертон17 утверждал, что «в глубине души антропологи — натуралисты, которые имеют дело с феноменами самими по себе. Антропологи всегда полагали, что человеческие феномены лучше всего можно понять с помощью процедур, которые чувствительны преимущественно к контексту — то ли к ситуативному, то ли к социальному или к культурному». Напротив, психологи часто используют методы, которые привносят большее искажение в результаты. Таковы эксперименты, тесты, интервью и другие методики, с помощью которых исследователь создает искусственные ситуации, чтобы контролировать или провоцировать нужное поведение. Конечно, многие психологи используют более естественные методы, например наблюдение в течение длительного времени. Эджертон указывал, что не существует универсального превосходства естественного или экспериментального подходов. Оба они являются законными научными подходами, каждый на своем уровне. Он делает вывод, что если и существует междисциплинарная область, в которой «могло бы произойти слияние антропологии и психологии, то в ней следовало бы как-то сочетать естественный и экспериментальный подходы». Тот же аргумент можно привести, если мы хотим сблизить психологию и другие дисциплины популяционного уровня (экологию, био-17 См. Edgerton, 1974, с. 63-64.
Логию, популяционную генетику, лингвистику и социологию). Во II части этой книги (при более подробном рассмотрении культурных (включая экологические), биологических и психологических подходов) мы попытаемся показать, как и насколько возможно это сближение.
Джахода18 детально проанализировал, возможно, наиболее важную во многих отношениях междисциплинарную связь — между антропологией и психологией. Он проследил длительные, но единичные взаимодействия между этими дисциплинами с того момента, когда они были в значительной степени не дифференцированы (в XIX столетии), на протяжении того периода, когда многие ученые являлись специалистами в обеих областях (примерно, начало XX столетия). Потом последовал период взаимного игнорирования, даже враждебности, за исключением области «культура и личность» (известна сейчас как «психологическая антропология» См. гл. 9) и вплоть до нескольких последних десятилетий, на протяжении которых серьезно сошлись во взглядах многие антропологи и психологи. Клайнберг19 также рассмотрел эти отношения взаимного притяжения-отталкивания, по большей части, с точки зрения активного участника событий.