ВОСПРИЯТИЕ УЗОРОВ И ИЗОБРАЖЕНИЙ

Фигура на рис. 8.1. взята из исследования по узнаванию изображений среди малой группы в Эфиопии, мека-нов или меенов, которые к тому времени почти не были знакомы с изображениями в виде рисунков18. Они, за некоторым исключением, узнали леопарда, но лишь по истечении времени и не без затруднений. В процессе изучения изображения некоторые респонденты не ограничивались визуальным осмотром, они касались ткани и иногда даже нюхали ее. Эти результаты соответствовали различным сообщениям о том, что восприятие четких изображений и даже фотографий (черно-белых) не всегда происходит немедленно в тех культурах, которые не имеют традиций рисования.

Не только отсутствие распознавания, но также и возможности создания куль-турно-идеосинкразического изображения может привести к затруднениям в понимании. Уинтер19 опросил чернокожих рабочих-южноафриканцев о том, что они видели на серии плакатов по

16 См. Deregow-ski, Muldrow & Muldrow, 1972. 19 См. Winter, 1963.

ВОСПРИЯТИЕ УЗОРОВ И ИЗОБРАЖЕНИЙ

8.1. Один Из Стимульных Материалов, Который Был Использован Дереговским (1972) В Задании На Узнавание. Оригинальный Рисунок Был Значительно больше (50 На 100 См) И Нарисован На Грубой Ткани

Технике безопасности. Имеется много примеров, когда намерения художника не были правильно поняты, так как символы, например, «красная звезда», которая обозначала, что кто-то получил травму, интерпретировались неправильно. Число неправильных интерпретаций было намного ниже для городских респондентов, чем для сельских, и также снижалось в зависимости от продолжительности обучения респондентов в школе. Яркий пример такого сорта рассогласования между фактическим и воспринятым сообщением проявился в композиции, которая изображала человека, протянувшего одну руку для того, чтобы что-то получить, что часто воспринималось как акт дарения. Уинтер связывал это с африканским обычаем принимать что-то в дар двумя руками, сложенными лодочкой, а давать одной рукой.

Эти два примера касаются важного противоречия. Некоторые исследователи в области восприятия полагают, что любое изображение использует условные коды20. Изображения непроизвольны, главным образом, из-за культурных традиций воспроизводить объекты или си-

Туации. Эти коды представляют собой некие договоренности, которым научаются представители конкретной культуры и которых они придерживаются, даже если и не осознают этого. Гибсон21 настаивает на противоположной точке зрения, что изображения могут быть репрезентацией объекта или ситуации из-за того, что они содержат информацию для любого наблюдателя, которая подобна информации из окружающей среды.

Updated: 27.09.2013 — 12:21