Представления о детях и их развитии можно обнаружить повсюду. И, как мы убедились в разделе о родительских эт-нотеориях, они могут различаться в разных культурах. В западных обществах взгляды на то, каковы дети и как им следует себя вести, также изменялись со временем. Кессен82 говорит об американском ребенке как о «культурном измышлении», цитируя источники, в которых, например, особенно выделяется повинове-82 См. Kessen, 1979.
Ние американских детей, а американским родителям советуют не играть со своими детьми. Кессен заходит еще дальше, задавая вопрос, существует ли вообще «фундаментальная природа» ребенка. Арьес83 сомневался, имели ли место в средневековой Западной Европе эмоциональные связи в нуклеарной семье. Как известно, в этих обществах преобладали скорее браки с учетом происхождения и по договоренности родителей, а не романтические любовные отношения, которые создают основу для партнерских отношений сегодня. Арьес основывал свои представления на исторических сведениях, в которых отметил отсутствие выраженных эмоций по отношению к детям. Однако другие авторы ссылались на многочисленные источники, в которых упоминаются такие выражения эмоций и которые дают иную картину, наводя на мысль, что эмоциональные узы между родителями и детьми действительно существовали. Это свидетельствует о том, что имеет смысл предположить о существовании фундаментальных способов взаимодействия детей со взрослыми и взрослых с детьми, которые являются универсальными.