Идеалы — это представления о наиболее предпочитаемом состоянии мира. Ценности — это принципы, в соответствии с которыми мы организуем свою жизнь. Ценностные ориентации — это представления и концепции о желаемом.
Клакхон и Стродбек (Kluckhorn, Strodtbeck, 1961) утверждали, что культуры различаются по 5 ценностным ориентациям:
1. Врожденная человеческая природа может быть порочной, нейтральной или доброй; изменчивой или устойчивой.
2. Взаимоотношения человека с природой могут отражать подчинение природе, стремление быть с ней в гармонии или ориентацию на ее овладение.
3. Ориентация во времени может концентрироваться на прошлом, настоящем или будущем.
4. Человеческая активность может быть направлена на «делание» (выполнение), «существование» (переживание жизни) или «становление» (рост, изменение).
5. Модальность социальных взаимоотношений может быть линейной (делать то, что говорят власти), параллельной (делать то, что говорят равные тебе по положению) или индивидуалистической (делать то, что сам человек считает правильным).
Рассмотрим эти ориентации подробнее. Если представители культуры считают природу человека порочной, они, скорее всего, будут стремиться к такой организации взаимоотношений, которая будет позволять контролировать человеческую активность, например, через деятельность института полиции. Если они считают, что природа человека в целом добропорядочная, они, скорее всего, будут ратовать за бОЛьшую свободу взаимоотношений и самостоятельность. Если члены культуры убеждены, что люди по своей природе изменчивы, они будут делать акцент на образовании и других методах изменения; если полагают, что человеческая природа неизменчива, они не будут тратить ресурсы на организацию этой активности.
Подчинение имеет отношение к «почитанию» и «уважению» природы, к изменению себя, чтобы быть в гармонии с ней; и наоборот, освоение означает изменение самой природы, чтобы приспособить ее для людей.
Ориентация на прошлое означает большее внимание по отношению к своим предкам и традициям; ориентация на будущее приводит к забвению традиций. Ориентация на действие означает стремление постоянно «что-то делать» и положительно оценивать деятельную активность ради ее самой; ориентация на существование означает переживание ценности самой жизни; ориентация на становление означает признание ценности самого процесса изменения и роста.
Диаз-Гуэррэро (Diaz-Guerrero, 1977) привел следующие данные: респонденты-мексиканцы больше ценили «существование» (переживание жизни), а американцы «делание» (действие). Более того, они по-разному оценивали способы взаимодействия с окружающей средой. Когда возникало противоречие между тем, что диктует окружающая среда и тем, что делает личность, большинство мексиканцев больше стремились изменить себя (пассивное реагирование), тогда как американцы — изменить окружающую среду (активное реагирование).
Другая литература, также подтверждает, что люди, принадлежащие к коллективистическим культурам, стремятся больше изменить себя и приспособится к окружающей среде, а представители индивидуалистических культур больше стремятся изменить окружающую среду. Американцы больше проявляют активность в отстаивании своих прав, тогда как многие мексиканцы проявляют подчинение более значимым и сильным членам общества. Американцы больше стремятся справиться с жизненными обстоятельствами, опираясь на свои силы. А мексиканцы больше просят помощи у других лиц. По моим собственным наблюдениям в обеих культурах мужчины больше, чем женщины, стремятся опираться на свои силы (например, когда они сидят за рулем автомобиля, они отвергают предложения других лиц в поиске направления движения). В этом отношении я сам себя чувствую неуютно. Если мне приходится спрашивать, куда мне ехать, у меня возникает чувство потери самооценки! Я понимаю, что самостоятельный поиск — просто потеря времени, но это превращается в дело чести – самому разобраться по карте, куда следует ехать.
Линейная ориентация означает обращать внимание на властные структуры, параллельная (взаимная) — на лиц с равным статусом; индивидуалистическая — на свои собственные потребности иинтересы.
Эт ценности до определенной степени были исследованы в ряде работ. Однако методы исследования оказались слишком абстрактными для большинства респондентов. По этим причинам для измерения ценностей были разработаны более конкретные методы. Основываясь на методе Рокича (Rokeach, 1973), Шварц (Schwartz, 1992) стремился дать более строгое определение ценностей и разработал более инструментальный подход.
Шварц определяет ценности следующим образом: это (1) концепции и убеждения, которые (2) имеют отношение к желаемым конечным состояниям и формам поведения, (3) превосходят границы конкретных ситуаций, (4) ответственны за выбор или оценку поведения и событий и (5) которые имеют иерархию по своей относительной значимости (Шварц 1992, стр. 2). Он просил респондентов ранжировать субъективную значимость ценности «как руководящего принципа в Моей жизни». Людям предъявлялось 56 ценностей для ранжирования от 1 (я отрицаю это) до 7 (представляет исключительную важность). Например:
Равенство (равная возможность для всех): 5.
В инструкции было указанно, что респондент при ранжировании всех 56 ценностей не должен использовать цифру 7 более двух раз.
Затем использовалась статистическая обработка данных, называемая анализ микропространства (smallest-space analyses) для фиксации совместного появления ценностей. В широком спектре культур постоянно повторялось выделение 10 групп ценностей (Шварц, 1992):
1. Ориентация на себя (творческие способности, свобода, выбор собственных целей, независимость, любознательность)
2. Стимулирование (разнообразие жизни, увлекательная жизнь, отвага, смелость)
3. Гедонизм (удовольствие, радость жизни)
4. Достижения (амбициозность, успешность, способность)
5. Сила (власть, здоровье, социальное влияние, сохранение публичного образа, социальное признание)
6. Безопасность (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, покровительство, ясность, чувство принадлежности, здоровье)
7. Конформность (подчинение, самодисциплина, вежливость, почитание родителей и взрослых)
8. Традиция (уважение традиций, почитание, скромность, благочестие, религиозность, принятие жизненной позиции, умеренность)
9. Благожелательность (взаимопомощь, лояльность, великодушие, честность, ответственность, искренняя дружба, ответственная любовь)
10. Универсализм (широкий кругозор, социальная справедливость, равенство, мирность, красота мира, гармония с природой, мудрость, защита окружающей среды)
Эти ценностные модели выявлены на основе данных, собранных в 30 странах на выборках учителей и других социальных групп (порядка 200 респондентов в каждой выборке). Другие респонденты преимущественно были студентами вузов, хотя в некоторых странах они комплектовались из представителей рабочих или формировались репрезентативные выборки для всего общества. Результаты по выборкам учителей и студентов по существу оказались одинаковыми. Однако учителя в большинстве стран демонстрировали более высокий уровень коллективизма по сравнению со студентамиВ работе Шварца (1992) подробно описано использование метода. В настоящее время проект находится в развитии.