Культура и социальные проблемы Культура и здоровье

Существуют обширные данные, свидетельствующие о том, что тип культуры связан с состоянием здоровья носителей этой культуры. Например, существуют большие различия в жизненных ожиданиях и перспективах людей, связанных с культурными аспектами. В большинстве традиционных культур продолжительность жизни колеблется между тридцати — пятидесяти годами. В большинстве развитых культур эта продолжительность колеблется между семидесяти — восьмидесяти годами, в зависимости от ряда других факторов (экология, надежность статистики, диета, соблюдение гигиены и т. п.). Диета — это тот фактор, который главным образом зависит от экологических условий (что доступно) и особенностей культуры (что традиционно употребляется в пищу). В этом отношении можно наблюдать тенденцию — питание в развитых странах более богато жирной пищей, а потребление жира напрямую связанно с уровнем смертности населения (Cohen, 1987). Питание в бедных странах намного здоровее, чем в богатых, поскольку изобилие и богатство способствуют увеличению потребления мяса и сердечным заболеваниям! Например, в Греции потребление мясной пищи увеличилось в шесть раз за двадцатипятилетний период, и уровень сердечных заболеваний также увеличился. Это означает, что для каждой возрастной группы увеличение количества жира в пище повышает вероятность ранних смертельных исходов. В развитых, богатых странах люди потребляют больше мяса, следовательно, больше жира; в менее развитых странах люди вынуждены ограничивать себя в потреблении мясной пищи и больше потреблять овощей, следовательно, меньше калорий. Эти противоположные тенденции в потреблении пищи означают, что в богатых странах ожидаемая длительность жизни больше связана с пропагандой здорового питания, охраной здоровья и хорошей медициной, чем с питанием самим по себе.

Если принять ожидаемый уровень продолжительности жизни в качестве стандарта, то и в этом случае наблюдаются большие различия даже среди развитых стран. Например, в США ожидаемая продолжительность жизни ниже, чем в Швейцарии, Норвегии и Нидерландах. Это может быть связанно с тем, что у американцев нет такой системы страхования здоровья, которая помогала бы им решать эти проблемы (предпринимать превентивные меры). Примем во внимание и то, что в ряде стран существует Обычай Проходить ежегодную диспансеризацию, что тоже является элементом культуры!

При наличии подобных различий между странами, существуют они и внутри самих стран. Так, у цветных американцев ожидаемая продолжительность жизни ниже, чем у белых американцев. Это обусловлено многими факторами: высоким уровнем бедности среди цветных американцев, меньшей озабоченностью вопросами питания в целом, большей вероятностью самоубийств, высоким уровенем жизненной деморализации.

Между культурами существуют различия и в уровне переживаемого людьми стресса. Более высокий уровень стресса наблюдается в культурах с высоким уровнем социальных изменений и в тех культурах, где люди должны сами заботиться о себе без широкой поддержки родственников и друзей. В стабильных культурах, где люди получают социальную поддержку уровень стресса значительно ниже.

Генри и Стефенс (Henry, Stephens, 1977) провели обзор работ по изучению систолического давления на большом массиве испытуемых и показали, что в традиционных обществах средний уровень кровяного давления ниже, чем среди населения развитых и развивающихся стран. Быстрые социальные изменения и изоляция, отчуждение от систем социальной поддержки, по-видимому, являются главными причинами, влияющими на показатели среднего уровня кровяного давления у населения.

Было показано, что занятость в стрессогенных видах профессиональной деятельности не обязательно приводит к более высоким уровням кровяного давления. У летчиков — испытателей, например, высоких уровней кровяного давления, как правило, не наблюдается. Повидимому, они адаптируются к сложным условиям своей деятельности. Высокий уровень кровяного давления у людей сильнее связан с фрустрацией (с переживанием невозможности контроля над окружающей средой), чем с типом профессиональной деятельности.

Другой аспект, поддающийся количественной оценке — это психическое здоровье человека. Уровень поступления больных в год на 10 тысяч населения в лечебные учреждения психиатрического профиля колеблется от 121.1 в Панаме, 99.5 в Финляндии и 93.7 в Швейцарии до 31.4 в Соединенных Штатах, 1.5 в Бирме и 1.4 в Танзании. Скорее всего, на эти показатели влияет ряд культурных факторов: тип поведения, относимого к числу психических заболеваний и требующего госпитализации; уровень стресса, зависящий от особенностей окружающей среды и способствующий появлению психических заболеваний; возможность получения социальной поддержки при психическом расстройстве; доступность альтернативных способов лечения (например, местных целителей) и т. п.

Эти различия могут отражать влияние и других культурных факторов, таких как субъективное ощущение контроля над своими жизненными ситуациями. Некоторые психические расстройства, (например, депрессия) обуславливаются ситуационными условиями, в которых индивид переживает потерю контроля и чувствует себя беспомощным. Есть разные способы повышения субъективного контроля над окружающей средой. Например, молитва, соединенная с глубокой эмоциональной привязанностью к религиозным убеждениям, дает человеку ощущение бОЛьшего контроля над своей жизнью. С научной точки зрения это может считаться заблуждением. Но в данной ситуации такое рассуждение является не уместным и не приемлемым, поскольку религиозное отношение к жизни помогает индивиду справляться с жизненными проблемами. Во многих традиционных культурах люди верят, что духи предков принимают участие в их жизни и что традиционные целители могут «вызывать» их для излечения больного. Ряд психиатров (например, Fuller Torrey, 1986), утверждают, что успешность лечения психических заболеваний у современных психиатров не больше, чем у традиционных целителей. Если это утверждение правильно, то неудивительно, что люди, которые верят в эффективность лечения у традиционных целителей, не будут посещать обычные психиатрические лечебные учреждения. И это будет влиять на статистические показатели психического здоровья нации.

Другая проблема, связанная со здоровьем в индустриально развитых странах — это проблема алкоголизма. Надежным статистическим показателем является уровень потребления алкоголя на одного человека в год. Страны, занимающие первые места по уровню потребления алкоголя — Португалия и Франция — потребляют его в семь раз больше, чем страна с наименьшим показателем (Израиль). В середине шкалы по этому показателю находятся США и бывший СССР. Чем сильнее давление культуры на детей с точки зрения личных достижений, тем ниже уровень их воспитания. Чем ниже уровень требований к воспитанию и эмоциональной взаимозависимости детей и взрослых, тем больше частота употребления алкоголя (Naroll, 1983,стр.190).

Кроме этого, в тех культурах, где люди употребляют напитки с низким содержанием алкоголя (например, во Франции), объем потребления выше, чем в культурах, где употребляются напитки с высоким уровнем алкоголя (например, в России). Результаты исследований показывают, что в культурах свысоким уровнем взаимозависимости при удовлетворении эмоциональных и других потребностей, потребление алкоголя ниже, чем в культурах, в которых люди предоставлены сами себе при решении жизненных проблем.

На рисунке 2.1 в схематичном виде представлена теория влияния условий жизни человека (происхождение, образование, жизненные события и. т.п.) на вероятность возникновения заболевания. Есть много данных, подтверждающих эту теорию, но ее непосредственной эмпирической проверки пока не осуществлено.

——————-

{далее идет лист ксерокса рис. 2.1. со стр. 42 книги и перевод обозначений

1- негативные жизненные события

2- возможность и доступность социальной поддержки

3- культура

4- социализация

5- личность

6- восприятие событий

7- стресс

8- генетическая структура человека

9- симптомы заболевания

10- заболевание

11- навыки и умения индивида справляться со стрессовыми воздействиями окружающей среды

12- объяснение условных знаков:

_________ предполагаемые положительные корреляции,

————- предполагаемые отрицательные корреляции

13- Рисунок 2.1 Культурные факторы, влияющие на вероятность заболевания человека (Triandis, Bontempo, Villareal, Asai, Lucca, 1988).

———————————

«Негативные жизненные события» — это важный фактор, оказывающий влияние на здоровье человека. Подобные события могут включать потерю работы, смерть близкого человека или развод. Рейх (Rahe, 1972) разработал шкалу подобных событий, выделив 50 пунктов, связанных с величиной «жизненного изменения» в семейной жизни. Он просил взрослых жителей Сиэтла, штат Вашингтон, отметить на шкале величину изменений, связанных с различными жизненными событиями. Смерть супруга/супруги ранжировалась как событие, имеющее значимость 100, развод — 73, события, связанные с судебными делами — 29 и. т.д. Данные, полученные на контингентах других культур, показывают, что представители разных культур ранжируют жизненные события примерно одинаково (Rahe, 1969).

Считается, что некоторые модели социализации являются более стрессогенными, чем другие. Состояние стресса, скорее всего, будет выше тогда, когда в процессе социализации человек получает от внешнего окружения противоречивые сигналы и воздействия.

Социальная сиплоченность (например, доступность социальной поддержки) — это фактор, который может способствовать смягчению влияния негативных жизненных событий на здоровье человека. Степень необходимости для человека справляться со своими жизненными проблемами в одиночку (например, виндивидуалистической культуре Соединенных Штатов) или возможность решать их совместно с другими людьми (как в традиционных обществах с коллективистическим типом культуры) совершенно различна.

В культурах коллективистического типа широко используются консультации с другими людьми, решения часто принимаются согласованно, а ответственность за эти решения распределяется между всеми участниками. В индивидуалистических культурах неудача для человека обычно является источником бОЛьшего стресса, чем в коллективистических культурах, где она распределяется между людьми более или менее равномерно (Kashima, Triandis, 1986).

Рисунок 2.1 иллюстрирует степень восприятия негативных событий как стресогенных в зависимости от того, как культура и социализация воспитывают индивида воспринимать и справляться с подобными событиями. Например, потеря работы является более стрессогенным событием, когда люди осознают, что это следствие их собственных действий, а не социально-экономических изменений в обществе. Вероятнее всего люди будут воспринимать подобное событие как угрозу, если чувствуют себя одинокими и вынужденными в своей жизни полностью полагаться на самих себя и на свои способности, чем когда осознают свои связи сродственниками и друзьями, которые могут помочь им в кризисных ситуациях. Во многих традиционных культурах все доходы поступают в «общих кошелек», из которого оплачиваются расходы всех членов расширенной семьи. Если член семьи теряет работу, ресурсы группы уменьшаются, но это не такое угрожающее событие, чем когда человек, потерявший работу, является единственным кормильцем семьи.

Кроме этого, сам человек является арбитром и посредником между негативными жизненными событиями и их восприятием. Некоторые люди могут воспринимать негативные события намного оптимистичнее, чем другие, ориентированные на пессимистичное восприятие жизни. Форма социализации и генетические факторы (Plomin, 1990), по-видимому, имеют отношение к этим явлениям. В тех культурах, в которых процесс социализации связан с большей теплотой и принятием формируется личность с более оптимистически отношением к жизни; социализация, связанная с отвержением, имеют противоположную тенденцию — формирование пессимистической личности (Рохнер, 1986).

Более того, индивидуальное воспитание (как справляться с негативными жизненными событиями, например, потеря работы или появление симптомов заболевания), может влиять на восприятие негативных событий. Например, многие люди привыкли спокойно переносить небольшие болевые ощущения, тогда как другие от таких же болевых ощущений испытывают серьезную угрозу своей жизни. Восприятие событий как угрожающих приводит к сильному стрессу. Но остроту переживания стресса можно уменьшить, если человек получает социальную поддержку. Поэтому в социально сплоченных культурах с высоким уровнем социальной поддержки, вероятнее всего, будет меньше людей, переживающих стрессовые состояния.

Данные, представленные на рис. 2.1, подтверждаются результатами исследования Генри и Стефенсона (Henry, Stephenson, 1977). Как отмечалось выше, уровни кровяного давления возрастают с возрастом в тех культурах, где наблюдаются быстрые социальные изменения и где «вестернизация» населения является обычным явлением. Но в традиционных обществах уровень кровяного давления не связан с возрастом (за исключением тех, возраст которых перешел отметку 60 лет). Естественно, высокий уровень кровяного давления повышает вероятность наступления сердечно-сосудистых заболеваний. Признавая влияние содержания питания (например, употребление соли) на уровень кровяного давления человека, представляется, что культура играет еще бОЛьшую роль.

В различных регионах индустриального мира уровни сердечно-сосудистых заболеваний различаются очень сильно. Подтверждением этого является рисунок 2.2.

——————————

{далее ксерокс рис. 2.2 со страницы 44 книги, далее

Перевод обозначений на рисунке

1- уроженцы Кавказа, проживающие в США

2- бангорцы, штат Пенсильвания, демографически и по характеристикам питания похожи на народность Розето этого же штата, но в культурном плане являются индивидуалистами

3- священнослужители — бенедиктинцы, уроженцы Кавказа

4- представители народности Розето, штат Пенсильвания, жители деревни в США, ведущие общинный образ жизни

5- японцы, проживающие в штате Гавайя

6- монахи — бенедиктинцы, уроженцы Кавказа

7- японцы, проживающие в Японии

8- члены монашеского ордера траппистов, уроженцы Кавказа

9- Рисунок 2.2 Уровни сердечных заболеваний на 1000 жителей отобранных популяций (Triandis, Bontempo, Villareal, Asai, Lucca, 1988. Авторское право обеспечивается Американской психологической ассоциацией. Перепечатано с разрешения издателя).

———————-

Вероятность наступления сердечно-сосудистых заболеваний оказалась наименьшей у членов монашеского ордера траппистов. Уровень заболеваний у этой категории колеблется порядка 1 заболевание на 1000 человек. При посвящении в монашеский чин они дают обет молчания на всю оставшуюся жизнь и общаются с внешним миром только при помощи письменных посланий. Эта форма взаимодействия является наименее эмоциональным способом общения. У монахов-бенедиктинцев (они обычно не разговаривают, но имеют контакты по службе за пределами монастыря), показатели заболеваемости оказались на уровне 3.5 заболевания на 1000 человек. У священнослужителей-бенедиктинцев (им приходится принимать много решений по своей службе, поскольку они посещают школы и больницы) уровень заболеваемости – 7.8 на 1000 человек. Эти различия оказались статистически значимыми (р<0.0001). Короче говоря, чем больше контингент испытуемых включен в принятие решений, тем выше уровень заболеваний сердечно-сосудистыми болезнями.

Мармот и Сим (Marmot, Sym, 1976) изучая японцев, проживающих в Америке и Японии (более 3000 человек) и представителей некоторых других национальностей, обнаружили, что чем сильнее респондент американизирован, тем выше уровень заболеваемости коронарными болезнями. В работе получены следующие показатели по уровням заболеваемости: японцы, проживающие в Японии — 1.8; японцы, проживающие на Гавайях — 3.2; уроженцы Кавказа — 9.8. Короче говоря, чем больше японцы придерживаются английских и американских норм жизни (по сравнению с традиционно японскими образцами поведения), тем выше уровень коронарных заболеваний. Японцы, проживающие в Америке, которые принимают американский образ жизни, имеют показатели сердечно-сосудистых заболеваний, сравнимые с показателями уроженцев Кавказа, проживающих в США. Даже с учетом таких факторов как диета, уровень холестерина в крови, занятие физическими упражнениями, курение, контроль за весом тела, взаимосвязь между аккультурацией к американским нормам жизни и уровнями сердечных заболеваний продолжает оставаться такой же. Одно из возможных объяснений этим данным состоит в следующем. Жесткая ориентация на проявление вежливости в общении (как фактор предсказуемости социального поведения в японской культуре), а так же ориентация на внутри групповую гармонию взаимоотношений, формируют менее стрессогенную среду, чем американский конфронтационный стиль поведения (всегда и во всем быть «отличным» и «выдающимся»). Поэтому американцы больше озабочены достижениями в личной жизни, чем интересами группы.

Возникает вопрос, является ли высокий темп жизни в Соединенных Штатах действительно ответственым за различия данных, приведенных выше. Левайн и Бартлетт (Levine, Bartlett, 1984) показали, что темп жизни на самом деле выше в Японии. Таблица 2.1 дает представление об одном из трех типов измерений, использованном этими исследователями для измерения темпа жизни. Из таблицы видно, что мужчины — японцы и американцы — тратят в среднем 19 и 21 секунду, соответственно, чтобы пройти расстояние 100 футов; женщинам требуется 21 и 25 секунд, соответственно. Это различие в темпе жизни существенно. В таблице дано сравнение в темпе жизни в больших и небольших городах в индустриальных и менее развитых странах. Две другие формы измерения — время, необходимое для оформления почтовых отправлений, и опоздание на заранее обусловленную встречу — оказались аналогичными (японцы более подвижны и аккуратны). При этом все измерения коррелировали друг с другом. Здесь важно отметить, что темп жизни в Японии не является тем фактором, который может служить основанием для подтверждения низкого уровня сердечных заболеваний среди японцев.

—————————

{далее — ксерокопия таблицы 2.1 со страницы 46 книги перевод обозначений таблицы

1- Таблица 2.1. Показатели темпа жизни в шести странах*

2- Соединенные Штаты

3- Япония

4- Тайвань

5- Индонезия

6- Италия

7- Англия

8- Страна

9- Численность населения

10- Большая

11- Мужчины

12- Женщины

13- Небольшая

14- Мужчины

15- Женщины

16- * численные показатели в таблицах означают время в секундах, необходимое для прохождения 100 футов. Таким образом, чем выше показатель, тем меньше скорость. Источник: Левайн и Бартлетт, 1984.Перепечатано с разрешения издательства «Sage publications, Inc.»

———————————

Эпидемиологические данные из административного округа Лос-Анжелеса (Frederichs, Chapman, Nourjah, Maes, 1984) согласуются с выше приведенными данными. Они показывают, что уровень смертности по возрасту и полу для европейцев и американцев африканского происхождения в два раза выше соответствующих показателей для американцев, выходцев из Азии. Это различие еще больше, если учитывать показатели по сердечно-сосудистым заболеваниям. Естественно, некоторые виды заболеваний обусловлены режимами питания, но важно помнить, что традиции питания — это тоже часть культуры!

Аналогичные данные были получены при сравнении представителей народности Розето (штат Пенсильвания) с «контрольной» общиной (бангорцев из того же штата). Единственное различие между этими выборками состояло в том, что представители народности Розето были лучше социально интегрированы, поскольку были выходцами из одной итальянской деревни в провинции Фоггия. Исследователи проверили возможное наличие различий между этими общинами по возрасту, полу, весу, уровню холестерина, физической крепости, питанию и курению. Статистически значимых различий по этим переменным не было обнаружено (Henry, Stephens, 1977). В социально интегрированной деревне фактически не было зафиксировано ни одного случая сердечных заболеваний до шестидесятилетнего возраста; в контрольной деревне были получены такие же результаты. После шестидесятилетнего возраста уровень заболеваемости у жителей Розето составлял половину от уровня контрольной группы.

Результаты мночисленных исследований по таким заболеваниям, как рак, осложнения со здоровьем в период беременности и т. п. соответствуют общим тенденциям, обозначенным на рисунке 2.1.

Updated: 01.06.2013 — 22:01