Нормы — это представления о том, что является правильным поведением для конкретной группы. Например, предположим два друга, Билл и Джой, работают на человека, который нанял их за 50 долларов для конкретной работы. Каким образом им следует разделить деньги? В Соединенных Штатах доминирует норма Эквивалентности, поэтому ответ будет очевиден: они должны разделить деньги в соответствии с затраченными усилиями в общую работу. Однако, в других культурах, вероятнее всего, используются другие нормы. В подавляющем большинстве коллективистических культур наиболее приемлемыми нормами являются РавенствО и Потребность.
Например, пастухи Сардинии используют норму равенства. Они могут перефразировать эту норму, говоря «Бог хочет, чтобы каждый человек имел все поровну с другими; если кто-то имеет больше, то мы у него отбираем (т. е. крадем), чтобы выполнить волю Божью». Норма использования кражи для перераспределения конечно несовместима с итальянским законодательством. Однако пастухи используют ее на протяжении многих веков, задолго до появления Италии как государства.
Аналогичную ситуацию можно обнаружить во многих других культурных группах, где законы государства воспринимаются населением как нереалистичные, или не согласующиеся с традициями. Найдер (Nader, 1975) приводит несколько примеров не только из Сардинии, где кража крупного рогатого скота не считается преступлением (стр. 155), но и из других культур. В таких ситуациях существуют две нормативные структуры: одна состоит из традиционных норм, другая отражает законы государства. Баски против Испании и ирландские республиканцы против Британии — это две исторические ситуации из многочисленных примеров подобного рода. В этих случаях население культурно не интегрировано в единую страну и группы находятся в состоянии «рабочего недопонимания» (Найдер, 1975, стр. 157) со своим правительством. Если мы будем помнить, что люди могут иметь дело с двумя или более нормативными системами, то, возможно, лучше поймем поведение меньшинств во время расовых бунтов в США.
Я лично симпатизирую этим группам, поскольку во время Второй мировой войны жил в Греции, оккупированной немцами. У нас греков были свои представления и нормы о том, как себя вести (например, слушать по радио новости ВВС); законы, которые ввела для нас Германия (слушание ВВС считалась преступлением), находились в противоречии с Нашими нормами.
Теперь давайте возвратимся к нашим друзьям, Биллу и Джою, которые должны поделить между собой 50 долларов. Они могут использовать норму равенства. Поскольку Билл и Джой являются друзьями, то почему не поделить деньги поровну? Они могут выбрать также норму удовлетворения актуальной потребности: родители Билла богатые люди и он не сильно нуждается в деньгах, тогда как родители Джоя бедные люди, поэтому в деньгах он нуждается больше.
Можно использовать и другие принципы распределениия. В ряде культур люди обращают большое внимание на то, «кем является другой человек». Так, например, сын известных родителей «естественно» должен получить бОЛьшую долю от 50 долларов. В других культурах обращают внимание на достижения и достоинства людей, на их способности и целеустремленность. Они могут договориться, что тот, кто обладает большей способностью, получает большую долю; или решить — тот, кто явно прикладывал больше усилий (даже если его конечный результат был не так высок), должен получить больше. В иных культурах может учитываться спрос и предложение на рынке труда. И друг, у которого нет достаточно навыков и умений в предложенной работе, должен получить меньшую долю. Кроме этого, есть культуры, в которых главное внимание уделяется общему благополучию. Если интересы общего блага требуют эквивалентного распределения 50-ти долларов, то в этом нет никакой проблемы — это отлично. В большинстве культур взаимодействие на основе взаимности, является очень важным. Если Билл оказал Джою поддержку (отдал ему предпочтение), то это будет влиять на распределение 50-ти долларов. Наконец, норма может устанавливать, что никто не может получить меньше определенной доли, безотносительно к вкладу и другим факторам, поскольку получение меньшей доли — это явно несправедливо (Дойч, 1975). Короче говоря, то, что является эквивалентным в одной культуре, может не являться таковым в другой.
От культуры к культуре нормы варьируются очень сильно, и может быть наиболее показательным примером в этом отношении является контраст между Соединенными Штатами и Индией.
В таблице 4-1 представлен ряд ситуаций нарушения норм (из тридцати девяти), использованных в кросс-культурных исследованиях этих двух культур. Ситуации представлены в порядке ранжирования воспринимаемой
—————————————————————————————————
Далее ксерокс таблицы 4-1 из книги на стр. 102 и перевод обозначений:
1. На следующий день после смерти отца старший сын обрезал себе волосы и съел цыпленка.
2. Один из членов вашей семьи регулярно ест мясо.
3. Один из членов вашей семьи регулярно на ужин ест конину.
4. Вдова в вашей общине ест рыбу два или три раза в неделю.
5. Спустя шесть месяцев после смерти своего мужа, вдова надела ювелирные украшения и яркую одежду (вдова).
6. Женщина приготовила рис и стала ждать, чтобы съесть блюдо вместе со своим мужем и его старшим братом (женщина).
7. Женщина готовит еду для всех членов своей семьи и спит со своим мужем в менструальный период (женщина).
8. После очищения кишечника женщина не сменила свою одежду перед началом приготовления еды.
9. У мужчины была бесплодная жена. Он хотел иметь двух жен. Мужчина спросил об этом первую жену, и она ответила, что согласна. Он женился на второй женщине, и они втроем жили счастливо в одном доме (мужчина).
10. Однажды дочь доктора познакомилась с мусорщиком, влюбилась в него и решила выйти за него замуж. Отец девушки был против свадьбы и пытался ее предотвратить, т. к. жених дочери был мусорщиком. Не смотря на противодействие отца, девушка все же вышла за негозамуж (мужчина)
11. Таблица 4-1. Перечень суждений в порядке воспринимаемой «серьезности нарушений» общепринятых норм по оценкам детей индуской касты брахманов в возрасте от 8 до 10 лет.
12. Источник: Каган и Ламб, «Возникновение морали у маленьких детей». Перепечатано с разрешения издателя. Издательство Чикагского университета.
——————————————————————————————————————-
«серьезности нарушения» по оценки индусских детей из касты брахманов в возрасте от 8 до 10 лет (Shweder et al., 1990, стр. 165). Достойно внимания отметить, что наиболее серьезные случаи, такие как 1 и 2, почти не рассматриваются как нарушение норм в Соединенных Штатах. Только девятый случай (бигамия) в США считается серьезным нарушением норм. Для изучения реакций людей на эти ситуации Швейдер с коллегами (1990) использовал вопросы, представленные в таблице 4-2.
Многие истории, которые считаются серьезными нарушениями норм в Индии, не являются таковыми в США, и наоборот. Например, взрослые американцы и пятилетние дети согласованно ранжировали серьезность нарушений в 39-ти историях (коэффициент корреляции 0.85). Но взрослые американцы и индусы (неприкасаемые) ранжировали их по-разному (коэффициент корреляции 0.29). Вместе с тем, большой круг респондентов из разных социальных слоев ранжировали эти ситуации согласованно. Например, коэффициент корреляции у взрослых представителей касты брахманов и неприкасаемых составлял 0.70. Другими словами, каждая культура имеет свою точку зрения в оценке этих 39-ти событий.
—————————
Далее ксерокс таблицы 4-2 со стр. 103 книги и перевод обозначений:
1. Является ли неправильным Рассматриваемое поведение?
2. Насколько серьезным является нарушение норм поведения?
(а) нет нарушения
(б) небольшое нарушение
(в) нарушение средней тяжести
(г) очень серьезное нарушение
3. Является ли это грехом?
4. Допустим, никто не узнает о совершенном деянии, поскольку это сделано скрытно и секретно. Будет ли в этом случае рассматриваемое поведение считаться правильным?
5. Не считаете ли вы наилучшим вариантом, если бы все люди на земле следовали (Правилу, высказываемому носителем языка, информантом)?
6. Люди в (Название соответствующего общества) постоянно совершают поступки, (Противоположные общепринятому поведению, высказываемому носителем языка, информантом). Будет ли (Название соответствующего общества) наилучшим местом, чтобы они прекратили делать это?
7. Допустим, подавляющее число людей в (Название соответствующего общества) захотели бы (Изменить существующие нормы поведения). Согласились бы вы на это?
8. Считаете ли вы, что человека, делающего (Рассматриваемое поведение), следует остановить или каким-то образом наказать?
9 -. Таблица 4-2. Стандартные вопросы.
10. — Источник: Каган и Ламб, «Возникновение морали у маленьких детей». Перепечатано с разрешения издателя. Издательство Чикагского университета.
————————————————————————————
В социальной литературе обсуждаются специальные виды норм. Во-первых, есть Народные обычаи, свойственные определенной социальной группе (нравы), такие как специфические способы что-то делать ( например, организовывать воскресные фермерские распродажи-ярмарки на главной площади). Во-вторых, есть Общенародные обычаи, т. е. общепринятые способы что-то делать в обществе (например, просить руки женщины на брак). В-третьих, существуют запреты (табу) На определенные виды поведения (например, не есть свинину). Наконец, есть законы, которые вводятся в действие государственной властью или иными выборными органами.
Нормы необходимы для контроля поведения. Они во многом выполняют ту же функцию, что и дороги для транспорта. Если бы не было дорог, люди водили бы автомобили там, где им захочется и где вообще может проехать машина. Дороги обеспечивают безопасность и движение по правилам.