В этих обществах основным источником получения средств питания является разведение и обслуживание домашних животных. Жизнь организуется вокруг потребности содержания домашнего скота; например, летом люди живут на возвышенностях, а зимой — в долинах. Таким образом, это сообщество является от части кочующим.
Обмен осуществляется между родственными связями, поэтому торговля животными редко происходит с представителями внешних групп. В этих обществах существует натуральный сбор пищи и элементы садоводческих видов деятельности. Расширенное воспроизводство домашних животных является важной целью. Поэтому набеги на соседей, другие группы для получения пищи или увеличения поголовья своих стад — достаточно распространенное явление.
Экономический контроль мужчин и подчиненное положение женщин в этих обществах — нормальное явление. Мужчины соперничают и дерутся с другими пастухами, а женщины занимаются домашними делами. Женщины сознательно принимают и соглашаются со своим подчиненным положением в обмен на возможность защиты и доступ к пищевым ресурсам. Важнейшей ценностью является концепция о чести и репутации семьи: репутация семьи может быть утеряна, если убивают родственника или если женщина вступает в сексуальную связь с мужчиной из внешней группы. В этих случаях убийство «нарушителя» из внешней группы становится обязательным и императивным. Женщины, которые позорят честь своей группы, также подлежат убиению. Вражда между мужчинами — естественное явление, поскольку члены ин-группы постоянно стремятся приобрести животных за счет внешних групп. Социализация ориентирована на то, чтобы воспитать у мужчин независимый характер, вырастить их агрессивными и мужественными воинами. Ислам широко распространен среди скотоводческих сообществ в Азии и Африке; эта религия освящает и закрепляет разделение мужчин и женщин, подчиненное положение последних и изоляцию от мужчин.
Скотоводческие общества можно рассматривать как общества, занимающие промежуточное положение между садоводческими и аграрными обществами. В некоторых их них существуют гендерные отношения, аналогичные садоводческим обществам, в других — больше аналогии с аграрными обществами.