Каунова Н. Г.
Исследования социальных представлений о цыганах старших подростков и молодёжи выявило достаточно противоречивую картину, что по нашему мнению связано с бедным опытом взаимодействия, слабой осведомлённостью о данной группе. Так, например, около половины респондентов относятся к цыганам «недоверчиво, с подозрением» 40,9 %; «игнорируют» «15,9 %, относятся «нейтрально» 25 % молодёжи. Положительное отношение к цыганам демонстрирует лишь небольшая часть респондентов — «уважают» 4,5 %, «симпатизируют» 4,5 % и «относятся с интересом, любопытством» 9,1 %.
Для разработки программ по межкультурной компетентности относительно группы цыган необходимы исследования по этнической идентичности, межэтническим отношениям данной группы на современном этапе. И хотя исторически, данная этническая группа проживает давно в Молдове, и составляет по последней проведённой переписи 12 тысяч цыган (2004), по неофициальным данным 100 тысяч (Думиника, 2008), о них достаточно мало знают. Поэтому в поликультурном образовании нуждаются не только дети, молодёжь, но и взрослые, включая учителей.
К изучению социальной (этнической) идентичности, представлениям о цыганах на современном этапе, мы и приступили в настоящее время.
Изучение этнических стереотипов старших подростков цыган выявило, что они характеризуются архаичностью. По описаниям подростков, наиболее важными качествами цыган являются — сердечность, душевность. Рисуя символы своей этнической группы, подростки цыгане выделяли — флаг, подкову, элементы национального костюма. Так же значи-
50
Коёкина О. И., Кормильчикова И. В., Мазорук Е. Д., Наливайко Г. А.
Мыми маркерами их этнической группы являются — язык, традиции. Хоте — лось бы отметить, что относительно традиций, подростки достаточно хорошо осведомлены, и их исполнение является естественным и не подлежащим сомнению. Такую особенность мы бы обозначили как исполнение на уровне «внутреннего закона».
Нам представляется перспективным более активное включение подростков цыган в совместные программы с представителями других этнических групп Молдовы по межкультурному диалогу. Такое совместное взаимодействие подростков цыган с представителями других этнических групп, с одной стороны развивает социальные навыки взаимодействия в «Другими», а с другой — формирует более вариативное представление о культурном пространстве среды проживания, является профилактикой ксенофобии. Для повышения этнокультурной компетентности общества относительно группы цыган необходимо систематической и всестороннее изучение этнической идентичности данной группы.
Литература:
1. Думиника И. Ромы Республики Молдова // Материалы международной научно-практической конференции по цыганознанию «Ромы Украины: из прошлого в будущее» 10-11 июня 2008. Киев, 2008