Бутовская М. Л., Феденок Ю. Н.
Проблема подростковой интолерантности на этнической почве требует всестороннего комплексного изучения. Наряду с политологическими. социологическими и психолого-педагогическими подходами, очевидную пользу в освещении данного феномена может принести также этологиче- ский подход. Негативные стереотипы в отношении представителей других этносов в определенной мере связаны с «инаковостью» других, с различиями их невербального поведения, особенностями пространственного поведения и правил межиндивидуального общения.
В силу очевидных культурных различий в правилах дистанции, при социальном взаимодействии представителей различных этносов могут возникать напряженные ситуации, перерастающие в дальнейшем в открытый конфликт. Данных осложнений можно было бы легко избежать, если бы участники имели хотя бы элементарные представления о правилах невербального поведения в других культурах.
Известно, что у мигрантов, долгое время живущих в другой культуре и использующих неродной язык, характерные для культурной среды показатели невербальной коммуникации, сглаживаются и унифицируются [Бутовская 2004, Hall 1966]. Скорость адаптации к местным нормам поведения зависит от возраста, пола, образования и исходных психологических установок на интеграции в данном социуме [Бутовская и др. 2007]. Образовательные учреждения могут играть ключевую роль в успешной интеграции детей мигрантов и способствовать созданию благоприятного социального климата в школе для этой цели.
Объектом нашего исследования, проведенного в общеобразовательных школах г. Москвы, стали дети и подростки в возрасте от 9 до 17 лет. В школах нами были зафиксированы представители 33 национальностей. Самые многочисленные из них — это азербайджанцы, армяне, грузины, ингуши, русские, чеченцы. В данном исследовании приняло участие 313 школьников: 154 мальчика и 159 девочки, из них 206 русские и 107 нерусские, 238 исповедуют православие и 37 — ислам, 67 детей в возрасте от 9 до 11 лет, 138 детей в возрасте от 12 до 14 лет и 108 подростков в возрасте от 15 до 17 лет.
Целью исследования был анализ пространственного поведения у детей москвичей и недавних мигрантов в условиях многоэтничных коллективов.
В ходе проведенного нами исследования пространственного поведения у московских школьников было выявлено, что этничность влияет на индивидуальную дистанцию общения на уровне головы (Г=2,119; ^=393; р=0,007) и ног (Т=1,841; df=393; р=,025) (Рис. 1). Наши данные показывают также, что этот фактор более важен для мальчиков, что, по-видимому, объясняется большей конкурентностью между ними и стремлению к доминированию.
Ш И, 00 2 22,00 X 1Л <71 12,00 |
1,00 2,00 3,00 4,00
1=русский-русский, 2=представители народов Кавказа, 3=русский-представитель народов Кавказ,4=русский-другие
Рисунок 1. Дистанция общения на уровне ног с учетом фактора этничности партнеров
Национальная принадлежность партнеров влияет на такой важный параметр пространственного поведения человека, как контакт глаз: в парах русских он значительно ниже, чем в парах представителей народов Кавказа, но одновременно парах русских он выше, чем в парах русский-татарин.
Тактильные контакты также различаются в разных парах, особенно интимные контакты, то есть когда партнеры прикасаются к груди, бедрам, животу, ягодицам друг друга. Такого рода контакты в парах мальчик-девочка встречается в парах только русский-русская, при этом их частота увеличивается с возрастом. В парах, образованных представителями народов Кавказа (в частности вайнахов), они табуируются к старшему подростковому возрасту, что соответствует этикету народов Кавказа.
Ориентация тела, когда один партнер стоит позади другого, в парах мальчик-девочка встречается только в парах русских и строго избегается представителями народов Кавказа (Рис. 2). Эта позиция связана с некоторой интимностью партнеров, что по этикету многих народов Кавказа недопустимо показывать на людях. Это правило они соблюдают даже общаясь в паре с русскими противоположного пола.
1=русский-русский, 2=представители народов Кавказа, 3=русский-представитель народов Кавказ,4=русский — другие Т——- 1——- 1——— 1——————— 1——— 1———- 1—- гн—— 1——— 1————— 1————— 1—— 1 1 г 10 60 40 20 0 20 40 60 8080 60 40 20 0 20 40 60 80 Ориентация тела в парах Рисунок 2. Ориентация тел партнеров в парах с учетом фактора этничности |
Степень знакомства наиболее важна для представителей народов Кавказа, даже в том случае, когда пары образованы представителями разных народов Кавказа. Это объясняется их относительной малочисленностью и стремлением поддержать дружественнее отношения друг с другом. Для партнеров становится важным не столько этичность, сколько регион исхода и социокультурная близость их народов.
Интересно отметить, что в парах вайнах-вайнах и русский-вайнах партнеры мало говорят о людях, особенно о третьих лицах, что не наблюдается в других парах. В целом в парах вайнахов партнеры к 15-17 годам перестают показывать свои эмоции, находясь на людях. Это, скорее всего, объясняется строгим и четко прописанным этикетным поведением вайнахов.
Также наши данные показывают, что партнеры разных национальностей говорят достовернее громче, чем партнеры одной национальности, при этом минимальная громкость голоса наблюдается в парах русских.
Наше исследование позволяет заключить, что успешная интеграция детей мигрантов лучше происходит в совместном обучении детей разных национальностей в рамках государственных общеобразовательных школ, где дети могут успешно перенимать нормы пространственного (невербального) поведения и общения доминирующего большинства населения. При условии обучения детей мигрантов в национальных школах дети не получают необходимого опыта общения в мультикультурной среде и в дальнейшем это может существенно затруднить их интеграцию в обществе.