Накохова Р. Р
Стабильные условия жизни народов закрепляют систему ценностей в виде определенных культурных традиций, которые передаются их из поколения в поколение как значимые социокультурные нормативные регуляторы всех сфер социального и индивидуального бытия этноса. На этническое самосознание людей, ориентированных на ценности традиционной культуры, безусловно, не могут не воздействовать новые ценности современной цивилизации. Это воздействие по-разному сказывается на системе ценностей личности и, в частности, на систему этнических ценностей личности.
При изменении социальной ситуации, связанной с резким переходом от одной социальной системы к другой, происходит также изменение системы ценностных ориентаций, которое может привести как к продуктивному развитию, так и к распаду системы ценностей. Сохранение единства личности и группы (этноса) возможно в случае уравновешивания процессов ассимиляции и аккомодации — усвоения новых ценностей при сохранении ценностей, входящих в системообразующий компонент.
76
В концептуальном исследовании развития и функционирования ценностных ориентаций представителей этнофоров Северного Кавказа раскрывается процесс этногенеза ценностных ориентаций. В рамках этой концепции этногенез ценностных ориентаций имеет иерархический характер: процессы, приводящие к изменению ценностных ориентаций, протекают на различных уровнях: индивидуально-личностном, групповом — этническом, межэтническом.
Психологическим процессом этногенеза ценностных ориентаций назовем процесс функционирования и развития системы ценностных ориентаций этнофора на конкретном этапе историко-психологического развития, в котором общесоциальные ценности трансформируются, и идет формирование новых ценностей через социальную адаптацию, этническую идентичность к новой социокультурной среде и механизмы ассимиляции, аккомодации.
В данном понятии два процесса: социально-исторический (этногенез — что означает — преобразование, изменение, развитие этноса), и социально — психологический (при этногенезе) происходит сдвиг, генез ценностных ориентаций.
В качестве базовых механизмов формирования и развития системы ценностей на всех уровнях выступают механизмы адаптации, ассимиляции и аккомодации. Основным является механизм преобразования культурных ценностей этноса в индивидуально-личностные. В ходе анализа процесса развития новой ценностноориентационной системы (процесса этногенеза ценностных ориентаций) в периоды кризисов общества выявляются:
1) специфическое мировосприятие индивидов и социальных групп данных этносов (психологические особенности национального характера, менталитета и т. д.);
2) основные социально-исторические этапы развития культуры этноса, кризисные периоды развития;
3) основные адаптивные механизмы и их комплексы в проблемных ситуациях (при кризисах общества, при сдвигах ценностных ориентаций).
Система ценностных ориентаций личности, занимая промежуточное положение между внутренними установками и нормами социальной среды, между мотивационно — потребностной сферой и системой личностных смыслов, обеспечивает взаимодействие этих элементов в более общей системе — «человек — среда — этнос». Двойственный характер системы ценностей, обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опытом, определяет ее двойное функциональное значение.