«Критический инцидент» как метод межкультурного тренинга

Колосова А. А.

Современное преподавание межкультурной коммуникации в ВУЗе осу­ществляется, как правило, в трех основных формах: лекции, семинары за­нятия по иностранному языку. Однако в последние годы все большее вни­мание со стороны преподавателей межкультурной коммуникации привле­кает такой активный социально-психологический метод как межкультур — ный тренинг. В отечественной литературе тренинг рассматривается как ме­тод интерактивного обучения, процесс «интенсивной инкультурации и… аккультурации» (3; 94).

Тренинговые технологии включают в себя семинары-мастерские межкуль — турной коммуникации, симуляционные игры, межгрупповые диалоги, роле­вые игры, «культурный ассимилятор» и другие. (Подробнее см.: 3; 94- 117).

Одним из наиболее широко применяемых методов обучения межкуль — турной коммуникации, развития и повышения межкультурной компетент­ности является «критический инцидент», один из шести «межкультурных» методов, описанных в зарубежной литературе(6; 220).

Термин «критический инцидент» в контексте межкультурной коммуни­кации используется в двух значениях. Во-первых, он означает межкультур — ное взаимодействие или опыт, который участники интеракции считают не­эффективным, неудавшимся, неудовлетворительным и подробно о нем рас­сказывают. Кроме того, он используется в научных исследованиях.

Во-вторых, термин «критический инцидент» в контексте изучения и об­учения межкультурной коммуникации означает, что описание подобных случаев выполняет педагогическую задачу.

«Критический инцидент» представляет собой краткое описание неудав — шегося или вызвавшего негативные эмоции межкультурного взаимодей­ствия. Часто описываются невысказанные чувства одной или обеих сторон — участниц. Известно, что впервые такого рода «критические инциденты» были использованы в области межкультурной коммуникации известным психологом Г. Триандисом в 60-е годы, а затем и другими исследователя­ми. (8; 127-40; 4).

Авторы книги «Межкультурное взаимодействие» приводят следующий пример «критического инцидента», описанного Р. Гибсоном.

На семинаре, который проходил в пятницу, принимали участие немец­кие учёные. После представленного доклада началось горячее обсуждение. У приглашённого профессора из США, создалось впечатление, что участ­ники дискуссии испытывали неприязнь друг к другу. Каково же было ее удивление, когда после обсуждения учёные вышли из аудитории в хоро­шем расположении духа, пожелав друг другу приятно провести предстоя­щие выходные. (6; 222).

При обсуждении того или иного случая участники тренинга говорят о своих собственных реакциях на имевшее место событие. Вместе с ведущим они обсуждают эффективность поступивших предложений. Тренер может спросить участников о том, как бы они чувствовали себя в этой ситуации и попросить их найти объяснения данному инциденту, исходя из различий между культурно обусловленными ценностями и нормами.

Ценность «критического инцидента» обусловлена тем, что он может быть использован в других «межкультурных» методах: «культурный асси­милятор», межкультурные диалоги, метод сопоставления культур.

Применение «культурного ассимилятора» как метода этнопсихологиче­ского воздействия подробно описано в «Практикуме» по этнопсихологии Т. Г. Стефаненко. (3; 154-157). Следует отметить, что включение критиче­ских инцидентов в общую схему культурного ассимилятора позволяет об­ращаться к ним не только в учебной аудитории, но и в целях самообучения.

«Критические инциденты» активно применяются зарубежными иссле­дователями в межкультурных диалогах, представляющих собой краткий разговор между представителями двух культур, во время которого проявля­ются совершенно различные ценности, установки, взгляды на жизнь. В ре­зультате неверного предположения о культуре другого коммуникация нару­шается или вызывает чувство фрустрации. Таким образом, межкультурные диалоги представляют собой «критический инцидент» в форме диалога.

«Критический инцидент» лежит в основе метода противопоставления (сопоставления) культур («контрастивный» метод). Этот метод предпола­гает проведение ролевой игры, в которой участники тренинга встречают­ся с «иностранцем». По окончании ролевой (симуляционной) игры во вре­мя опроса участников ярко проявляются ценности и нормы представлен­ных культур. Преимущества этого метода заключаются в том, что он за­ставляет задуматься участников тренинга о том, как их культура воспри­нимается другими. (7; 56).

Исследования, посвящённые проблеме оценки эффективности «крити­ческих инцидентов» подтверждают обоснованность их применения при проведении межкультурных тренингов. (См.: 5; 67-80).

Подтверждая валидность «критического инцидента», многие исследо­ватели отмечают, что эффективность тренинговых технологий в целом во многом зависит от самих участников тренинга и их предпочтений, отдан­ных той или иной методике обучения, обусловленных влиянием культу­ры. (6: 265).

Как отмечает Т. Г. Стефаненко, эффективность тренинга может зависеть от двух показателей: степени изменений, происходящих с участниками тре­нинга, а также от степени удовлетворенности членов группы участием в тренинге. (3; 103).

Одной из наиболее простых форм оценки программы тренинга считает­ся опрос участников. Он может проводиться как в письменной форме, так и в режиме он-лайн.

Колосова А. А,

Интересной представляется идея проведения подобных опросов не сра­зу по завершении тренинга, а несколько месяцев спустя.(6; 225), позволя­ющая наиболее объективно оценить знания, умения и навыки в сфере меж — культурного общения.

Что касается конкретных тренинговых упражнений, то в соответствии с учебным планом и программой, предусматривающими определенное коли­чество часов, а также в зависимости от того, на каком курсе, в каком ВУЗе и для каких специальностей читается курс по межкультурной коммуникации, можно выбрать различные варианты заданий, обратившись к работам оте­чественных специалистов по активным методам обучения (1; 2; 3).

По результатам опроса, проведенного среди студентов, прослушавших курс по межкультурной коммуникации и принявших участие в выполнении тренинговых упражнений, можно сделать вывод о том, что в результате ис­пользования тренинговых технологий повышается «межкультурное созна­ние» участников тренинга, которые при столкновении с ценностями других культур приходят к более осмысленному пониманию самих себя.

Использование такого интерактивного метода как «критический инци­дент» помогает развивать саморефлексию, учит слушать других, проявлять гибкость при межкультурном общении. Тренинговые упражнения стано­вятся теми малыми резонансными «уколами-воздействиями», с помощью которых можно добиться необходимой мотивации к изучению межкультур — ной коммуникации, стимулировать стремление студентов к самоорганиза­ции и самообразованию.

Updated: 16.08.2013 — 10:42