Личный путь потомственного профессионального врача Н. С. А. к практике традиционной восточной медицины

Ларионова Ю. А.

На примере материалов глубинных интервью и включенного наблюде­ния в течение 10 лет потомственного врача Н. С. А. из Санкт-Петербурга предлагается рассмотреть личный путь профессионального врача к практи­ке китайской акупунктуры.

В настоящее время среди разнообразных форм оздоровительных мето­дов существует предложение практики традиционной восточной медици­ны — китайской акупунктуры. В настоящее время эта область активно раз­вивается, в том числе как часть официальной медицины — рефлексотерапия. Отдельные профессиональные врачи, после опыта работы в рамках про­фессиональной медицины, начинают изучать и практиковать китайскую акупунктуру в качестве альтернативы использованию методов фармаколо­гии. Соединяя это изучение с остальными разделами традиционной меди­цины данного региона, бытованием культуры и философии, практикой гим­настических и дыхательных упражнений (система у-шу и цигун) и, в неко­торых случаях, следовать учению буддизма Ваджраяны. Подобная эклекти­ка создает уникальный сплав психолого-медицинской деятельности в со­циальной жизни, формируя особые условия развития и изменения лично­сти, в том числе в повседневных привычках. Целостный подход к изуче­нию традиционной медицины включает обучение у признанного носите­ля традиционных знаний, повышение квалификации, обмен опытом, вы­полнение упражнений и практик, считающихся необходимыми для наибо­лее точного соответствия традиционным представлениям, активное чтение книг и установление связи с традицией. Важно отметить, что профессио­нальные стандарты медицинского подхода в данном случае переносятся на иную культурную область, связанную с оздоровлением, как ведущие. При­чины обращения к восточной медицине могут быть связаны с профессио­нальным кризисом, экономической ситуацией, внутренними психологиче­скими причинами и внешними существенными проблемами с собственным здоровьем или здоровьем близких родственников.

Личный путь к использованию традиционной медицины в практике оздоровления характеризуется несколькими последовательными стадиями: знакомство с традицией медицины через общение с носителями и чтение литературы, начало практики упражнений, чтение профессиональной лите­ратуры, получение профессиональных статусов, признаваемых в традици­онной медицине, работа с пациентами, обучение желающих.

Личная религиозность Н. С. А в виде обращения к буддизму Ваджрая — ны стала формироваться практически одновременно с интересом к прак­тикам традиционной восточной медицины и началом изучения акупункту­ры. Следует отметить, что комплекс религиозных представлений буддизма Ваджраяны в данном случае рассматривается как вспомогательный по от­ношению к оздоровительным методам и проявляется только при проявле­нии активного интереса со стороны пациентов.

Исследование личного пути потомственного профессионального врача

Н. С. А. позволяет исследовать механизмы взаимовлияния и переноса тра­диционных знаний.

Updated: 17.08.2013 — 20:38