Психодрама и этнокультурные техники: Ловцы грез

Любитов И. Е.

Мастерская посвящена применению языка этнокультурных техник в психодраме.

В любой культуре между верованиями, ритуалами, мифологией и сно­видениями существуют особенные связи. Сновидения нередко играют важ­ную роль в местных способах восприятия и оценки социальных событий и порой представляются в качестве канала или среды для общения с мирами богов и духов. Для обращения с этим материалом различные культуры соз­дают свои техники и инструменты.

Один из таких инструментов, Ловец сновидений часто воспринимается как «среднестатистический» «паниндейский» атрибут, без учета культуры происхождения. Однако, в историях о Ловцах грез, например, оджибве, ла — кота и шайенов, проявлены различные опорные мифы.

Так, согласно мифу оджибве плести ловушки для снов следует для за­щиты от дурных сновидений, причем данный инструмент представляется уменьшенной версией мировой паутины, защищающей всех людей. Лако — та, напротив, полагают, что ловцы сновидений необходимы для получения важной информации, на основании которой требуется принимать правиль­ные решения. Шайены же помещают плетение, аналогичное плетению лов­цов снов на щиты, полагая их особенно могущественными предметами ри­туального снаряжения воина.

Мы намерены

• воспользовавшись методом психодрамы рассмотреть истории о Ловцах грез, оджибве, лакота и шайенов

• противопоставить конкретные этнокультурные прототипы панин­дейскому представлению о ловце сновидений

• продемонстрировать терапевтический потенциал адаптации этно­культурной техники, учитывающей различные опорные мифы.

Updated: 19.08.2013 — 03:06