ЖиляеваМ. С., Коваль Н. А.
Способность к эффективному взаимодействию с представителями различный этнокультурных групп сообществ подразумевает наличие этнокультурной компетентности, в том числе знаний о возможных вариантах взаимодействий, возникающих между людьми, набор определённых навыков общения, приемлемых в различных ситуациях и в отношениях с различными людьми, лингвистических знаний. В современной социальной психологии этнокультурная компетентность рассматривается не только как набор конкретных знаний, умений и навыков, но и как совокупность компетенций, а также характеристик личности, определяющих эффективность его действий в широком социальном этнокультурном контексте. Этнокультурная компетентность будущих специалистов социальной сферы может быть рассмотрена как развивающаяся характеристика личности, которая включает в себя как набор социальных, когнитивных и эмоциональных навыков, необходимых для успешной адаптации в социальной среде, так и как сово-
38
Жиляева М. С., Коваль Н. А,
Купность личностных характеристик, мотивирующий и детерминирующих эффективность действий в различных ситуациях.
Методологический анализ этнокультурной компетентности в процессе общения, происходящего между носителями разных культур, различия между которыми могут приводить к определенным трудностям, позволяет рассматривать данное понятие как в рамках межкультурной коммуникации и межкуль — турной компетентности, так и в рамках компетенциарного (компетентностно — го), уровневого, конструкционистского и этнофункционального подходов, подчеркивая именно этнокультурную составляющую, что позволяет учесть сложности в коммуникации и связанные с ними проблемы возникающие у представителей разных культур и представителей разных этнических общностей на различных уровнях взаимодействия и развития отношений.
Структура этнокультурной компетентности с точки зрения компетенциарного (компетентностного) подхода (Ю. М. Жуков, 2004, Коестер, Визер — ман, Сандерс, 1993, А. Купавская, 2008) может быть представлена тремя компонентами — когнитивным, мотивационным и поведенческим.
Структуру этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы (Г. Голошумова, Е. Милованова), с позиций уровневого подхода можно представить следующими компетенциями:
— Знанивая компетенция — это знание собственных ценностей и представлений; понимание того, что такие ценности как справедливость или солидарность могут быть относительными; понятие о том, что в мире существует глобальная взаимозависимость и взаимообусловленность.
— Социальная компетенция — это умение правильно реагировать на стресс; адекватно (культуросообразно) реагировать на возникающие в ситуациях межкультурного общения конфликты и противоречия; способность проявлять эмпатию по отношению к индивидууму — представителю чужой культуры.
— Самокомпетенция (самооценки) — это умение понять, какое влияние на мое «я» оказывают культурные ценности и представления, какие явления моей культуры или субкультуры формируют мою личность.
— Деятельностная компетенция (компетенции поступка) — это способность анализировать свою и чужую культуру; умение сознательно моделировать межкультурное общение.
В зарубежных исследованиях межкультурной коммуникации и межкуль — турной компетентности культурная компетентность (cultural competence) определяется, как способность участвовать в действиях или создавать условия, которые максимизируют оптимальное развитие клиента и клиентских систем (Беннет, 1993, Берри и др., 2007, Мацумото, 2003). Культурно компетентная практика предполагает обретение личностью понимания, знаний и навыков, необходимых для эффективного функционирования в плюрали-
Стическом демократическом обществе (в частности — способность общаться, взаимодействовать, вести переговоры, осуществлять профессиональные действия от имени клиентов различного культурного происхождения, эффективно защищать интересы клиентов на организационном и социальном уровне) и, на этой основе, создавать новые теории, методы, политические решения и организационные структуры, которые будут в большей степени учитывать культурные особенности всех социальных групп.
Этнокультурная компетентность может рассматриваться как сложное образование, включающее следующие компоненты:
— компонент установок, убеждений — понимание собственных культурных основ, влияющих на личные убеждения, ценности и установки культурно разнообразных групп населения;
— компонент знаний — понимание и осведомленность о культурно обусловленных различиях в мировоззрении у представителей различных социокультурных групп;
— компонент навыков — способность находить и использовать культуросообразные стратегии вмешательства в работе с клиентами — выходцами из различных социокультурных групп.
Основные компоненты этнокультурной компетентности включают:
1. Этика и ценности. Необходимость работать в соответствии с ценностями, этикой и стандартами профессии, отдавая отчет как личные и профессиональные ценности могут противоречить или помогать, учесть потребности клиентов из разных культурных групп.
2. Самосознание. Стремление углублять понимание своих личных, культурных ценностей и убеждений, как один из способов понять значение поликультурной идентичности в жизни людей.
3. Кросс-культурные знания. Развитие специализированных знаний и понимания истории, традиций, ценностей, семейных систем и форм художественного самовыражения основных групп клиентов.
4. Межкультурные навыки. Использование соответствующие методологических подходов, навыков и методов, которые отражают понимание роли культуры в процессе жизнедеятельности.
5. Профессиональное обучение. Пропагандирование и участие в образовательных и учебных программах, которые помогают распространению культурной компетентности в рамках той или иной профессии.
6. Языковое разнообразие. Стремление предоставлять или выступление за предоставление информации и услуг на языке клиента, что может включать использование переводчика.
7. Кросс-культурное лидерство. Умение представлять информацию о разнообразных группах клиентов специалистам других профессий.
С позиций этнофункционального методологического подхода (А. В. Сухарев, В. В. Тимохин 1999 — 2006 гг.), который опирается на понимание этнокультурной компетентности как элемента этнической (этноинтегрирую-
Жиляева М. С., Коваль Н. А,
Щей и этнодифференцирующей) функции психической адаптации к внешним (этносреда) и внутренним условиям, которая реализуется при прохождении сказочно-мифологической, религиозно-этической и технотронносциентистской стадий, соответствующих стадиям филогенеза конкретной этнокультурно-исторической формации. Она может быть представлена следующими структурными элементами:
— когнитивная — этническая идентификация, воспитание и обучение;
— эмоциональная — определенное отношение человека к внешнему миру и самому себе, отношение к этничности или ее отдельным признакам;
— моторно-поведенческая — адаптация системы отношений человека к изменению тех или иных этнических условий и связанные с этим этнофункциональные рассогласования или согласования, так как человек в условиях современной цивилизации характеризуется достаточно разнородными этническими признаками социокультурными, биолого-антропологическими, климато-географическими.
Опираясь на понимание развития этнокультурной компетентности как целостного социально-психологического явления (Г. М. Андреева, Т. Г. Стефаненко), содержанием которого является личностное развитие индивида, развитие этнической и культурной грамотности, осознание взаимовлияния, взаимообогащения культур в современном мире, а также развитие интегративных процессов при сохранении самобытности культур, мы рассматриваем следующую ее структуру:
— осознание, восприятие, эмоциональное оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности (идентификация);
— способность смотреть на различные ситуации с точки зрения членов другой этнической группы, понимать их видение мира (сензи — тивность);
— способность к эффективному взаимодействию, интеграции с представителями другой этнокультурной общности (интерактивность);
— способность адаптировать поведение к особенностям иной культуры (адаптивность);
— потребность в получении знаний о представителях иной культуры и изменение поведения в соответствии с полученными знаниями (гибкость);
— способность оценивать собственные действия и переживания при взаимодействии с представителями иной этнокультурной среды и с точки зрения представителей другой культуры (рефлексивность).
Развитие этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы предполагает не только позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп, но и умение понимать их представителей, взаимодействовать с партнерами из других культур, а также гибко адаптировать, изменять и анализировать собственное поведение и действия в процессе общения с представителями других культур.