Павлова О. С.
В настоящее время происходит модернизация культурных ценностей народов. Традиционные ценности, характерные для чеченской и ингушской культуры, претерпевают существенные изменения, вызывая разрыв межу декларируемыми и реальными ценностными ориентациями. Для изучения этнокультурных ценностей были использованы следующие методики: ранжирование системы ценностей (Ш. Шварц, УБилски), «Показатели индивидуализма — коллективизма» (Г. Триандис, разработка Л. Г.Почебут), тест «Кто Я?» (М. Куна, Т. Макпартлэнда), неоконченные предложения и этнопсихологический опросник (авторский вариант), «Культурно-ценностный дифференциал» (Г. У Солдатова).
Изучение этнокультурных ценностей вайнахов проводилось в вузах Чечни, Ингушетии, Москвы и Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 149 ингушских и 165 чеченских студентов в возрасте от 18 до 25 лет. Значимость обычаев и традиций как фундамента этнокультурных ценностей подтверждалась целым рядом вопросов анкеты. Приоритетным для 43 % ингушской выборки и 50 % чеченской выборки оказались традиции, связанные с взаимоуважением, и в частности, уважением старших, а также тесные родственные отношения и отношения между членами семьи, гостеприимство, свадебный обычай, национальные танцы, кровная месть.
Исследование групповых ценностных ориентаций в структуре автостереотипов чеченцев и ингушей с помощью методической разработки «Культурно-ценностный дифференциал» показало, что для чеченцев среди групповых ценностей наиболее значимы взаимовыручка, верность традициям, миролюбие и сердечность, среди индивидуальных ценностей — самостоятельность, склонность к риску и своеволие. Для ингушей оказались наиболее значимыми групповые ценности: верность традициям и миролюбие, и индивидуальные ценности: самостоятельность и соперничество.
Ранжирование системы ценностей выявило среди наиболее значимых типичные ценности коллективистической культуры: традиционализм, альтруизм, конформизм при высокой значимости самодостаточности. Наименее значимой оказалась в обеих выборках ценность гедонизма.
Изучение ценностей индивидуализма-коллективизма показало, что респонденты распадаются на две большие группы: одна, более склонная к коллективизму, состоит из лиц, постоянно проживающих в Москве и Санкт- Петербурге, причем чеченцы, как мужчины, так и женщины, ближе по своим предпочтениям друг к другу, чем ингуши разного пола. Чеченцы и ингуши, живущие в своих родных местах, больше склонны к индивидуализму. Ингушкам, проживающим в Москве и Санкт-Петербурге, свойственен наивысший уровень коллективизма, а чеченцам, проживающим в Чечне, — наивысший уровень индивидуализма. Таким образом, структура этнокультурных ценностей молодых представителей чеченского и ингушского этносов неоднородна и требует дальнейшего изучения.