Баландина О. В., Монастырская И. А., Хайн Н.
В современном мире толерантность является не просто модным термином, а условием устойчивого развития. Принцип толерантности, как мировоззренческий принцип современной культуры, служит созиданию нового типа личности, которой свойственны открытость, свобода мышления, социальная активность и ответственность. Воспитание толерантности, как готовности принять Другого при положительной реакции на несогласие — длительный и сложный процесс. Среди факторов, оказывающих влияние на установки современной молодежи, воспитание толерантности следует назвать потребительское отношение к окружающему миру. Мы полагаем, что формирование потребностей является исходным принципом активного отношения человека к окружающему миру, самому себе и другим людям и направляет действия по их удовлетворению. В современных условиях в системе потребностей именно социально-экологические потребности являются теми, неудовлетворение которых может представлять угрозу для существования человечества. Другим фактором, определяющим деятельность современного человека и характер взаимодействий между людьми, является динамичность, интенсификация коммуникативных процессов, которые есть предпосылка интенсификации всей жизни общества и катализатор процесса самосознания личности. Также следует учитывать, что формирование личности происходит в конкретной культуре этноса, в которой аккумулируется и передается социальный опыт в процессе социализации индивида. При этом подразумевается, что у каждого народа своя система восприятия, мышления, поведения, детерминирующая интерпретацию поведения других людей.
Исследования последних лет показывают, что большинство молодых россиян не видят своих возможностей влиять на социальные процессы, отказываются участвовать в решении общественных проблем. Между тем процесс социальной интеграции молодежи определяется степенью ее включенности в общественные структуры и мерой внутренней самоидентификации путем усвоения норм и ценностей общества. По нашему мнению, содействие развитию
15
Молодежных инициатив, применение эффективных методов работы приводит к интересным результатам. Например, в проектной деятельности, при добровольном участии молодежи удается решать грандиозные задачи: осознание единства мира природы и человека; формирование установки понимать самого себя через понимание другого; уважительное отношение к другой культуре; воспитание разумных потребностей, самореализация личности.
Опыт решения названных проблем представлен в данной статье. Для нас объектом исследования выступала молодежь как субъект социальных преобразований, как активная действующая сила. Определение перспектив развития молодежи оказывается и проблемой выявления тенденций развития общества в целом. По приглашению ИМО (институт международных отношений) мы изучали формы экологической политики Хорватии: участие волонтеров в спасении редких животных, выхаживании птенцов и молодняка в заповедных зонах, на островах Адриатического моря, в специальных экологических лагерях; очищении водоемов; а также в разрешении этнических конфликтов.
Под патронатом МАИСТ была разработана программа экологического воспитания детей и подростков и апробирована летом 2009 года в условиях оздоровительного лагеря. Участниками этой программы были преподаватели и специалисты городов Москвы и Белгорода; студенты Белгородского государственного института культуры и искусств; также зарубежные специалисты (ФРГ, Хорватия). Опыт летнего лагеря показал, что половина детей, как младшего, так и старшего возраста охотно посещали экологическую мастерскую, где на практике могли применить экологические знания: совместно творить, спокойно, обсуждать и договариваться; почти все дети активно участвовали в подготовке и проведении совместных мероприятий со студентами-вожатыми. Таким образом, постоянно происходил обмен не только информацией, но и позитивными эмоциями в отношении природы и человека, в отношении человека к человеку. Формирование экологической культуры личности задает позитивную тональность гуманизации мирового сообщества — не ради личной выгоды участников этого процесса, а ради достижения альтруистических целей: сохранения природного разнообразия, красоты, природных ресурсов для будущих поколений. Кроме того, решение социально-экологических проблем показывает пример тотальной взаимозависимости людей — охрана природы может быть «полигоном» воспитания ответственности, социальной активности и толерантности. Участие в программе хорватской стороны показало, что диалог культур необходим для формирования чуткого отношения к иной культуре через ее узнавание. Ребятам интересно, как живут люди в других странах, как решают вопросы сохранения природы, охотно смотрят фильмы, слушают песни о природе на другом языке. Европейский опыт воспитания толерантности посредством игры-беседы, систематической работы, терпеливого отношения к детям, их проступкам, и, одновременно, «жесткой» модели поведения старшего, оказывается для нас, в какой-то мере необычным.
16
Бондарев П. Б.
По приглашению одного из клубов Берлина российские студентки проходили социальную практику, знакомились с работой общественных организаций ФРГ, были участниками проектной деятельности. Одновременно они показывали мастер-классы по изготовлению поделок, народной росписи, в которых отражаются традиции народа.
С целью изучения актуальных проблем среди молодых мигрантов в ФРГ проводила исследования Н. Хайн. В частности, она доказала, что игнорирование особенностей менталитета может приводить к ошибочным оценкам социального работника или ошибочному медицинскому диагнозу. Приемлемость другой культуры важны для успешной работы в интеркультурном контексте, так как они позволяют понимать другого, принимать и уважать его. Культурные недоразумения — это барьер коммуникации, они усиливают взаимные предубеждения. Например, отмечается, что понимание семьи, частной жизни и трудовой жизни в русской культуре иное, чем в немецкой культуре. С методологической точки зрения, важным представляется утверждение, что люди ведут себя не в соответствии с действительными условиями жизни, а с тем образом ее, который они составили.
1. В информационном обществе еще более обостряются проблемы нравственности, а общество продолжает пропагандировать потребительство (интересы молодежи связаны со сферой развлечений и замкнуты на самого себя.
2. Формирование социально-экологического мировоззрения нужно начинать в раннем возрасте.
3. Поддержка инициативной и талантливой молодежи, создание творческой атмосферы, эффективные методы работы с молодежью формируют толерантное и ответственное отношение ко всем элементам окружающего мира.
Резервом каких перемен может стать молодежь? Вопрос актуален для современного общества, так как с помощью молодежи осуществляется строительство будущего.