ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА

Эстетикой называют науку о прекрасном, науку о красоте. Определение выдается без труда. Но положе­ние дел усложняется, если поинтересоваться, что кра­сиво, а что не заслуживает этого высокого названия.

Определения красивого, которые можно найти п в старых и в современных книгах по эстетике, вызыва­ют чувство раздражения своей бессодержательностью. Раскроем, например, «Краткий эстетический словарь» издания 1964 года на странице 170. Мы выясним, что «красота — одна из важнейших категорий эстетики, ко­торая… служит для оценки таких эстетических свойств предметов и явлений действительности, как совершен­ство, гармоничность, выразительность, завершенность». Поинтересовавшись теперь, к примеру, что такое гармо­ничность, мы читаем на странице 47, наверное, научное,

но по мнению автора этой статьи, обоснование понятия гармонии: «Гармония является одним из существен­ных признаков прекрасного». Для ясности сообщаем, что «прекрасное… есть наиболее красивое» — страни­ца 273.

Сочетания слов, которые приведены, называются по — русски просто и выразительно — пустословие. В сло­варе, который мы цитировали, красота оценивает со­вершенство, гармоничность, выразительность и завер­шенность. Однако очевидно, что каждый может пони­мать любую из четырех характеристик красоты по — своему.

Если искусствовед талантлив, то своим взволнован­ным рассказом он сумеет передать читателю те чувства, которые сам испытал при встрече с творениями худож­ника. Ему и не придет в голову придавать своей тер­минологии абсолютный смысл. Если бесталанен, то он попытается, играя словосочетаниями, вроде «гармонич­ные черты», «благородная осанка», «изящные линии, выразительный колорит», приблизиться к определению красоты. Пустая попытка. Без привлеч. ения практики, опыта слова лишены содержания. И разобраться в том, что красиво, а что нет, какие вещи или произведе­ния искусства эстетически значимы, а каким грош цена, можно сделать, лишь исследуя, что людям нра­вится.

Степень своего «нравится» каждый человек спосо­бен определить достаточно уверенно в том случае, если ему предложат сопоставлять родственные вещи.

Если каждый человек способен расположить в ряд по степеням «красоты» (в его собственном понимании) какие-либо явления, предметы или качества этих пред­метов, то, изучая ряды, составленные тысячами люден, исследователь в состоянии решить вопрос о степени объективности красоты. Таким способом мы можем сде­лать опыт верховным судьей в эстетике. Красота в этом случае становится эмпирическим понятием, а оценкой красоты —• случайная величина, являющаяся предметом статистического изучения.

Я всегда’ с большим интересом читаю раздел «Три­буна зрителя» в журнале «Советский экран», слежу за анкетными опросами, систематически проводимыми ре­дакцией этого журнала.

Сразу бросается в глаза широкий разброс мнений.

Зрители с энтузиазмом утверждают противоположные вещи.

— «Великолепная семерка»? Вредный фильм!

— Да нет же, он воспитывает благородные чувства!

— «Черные очки»? Сентиментальная пакость!

— Да нет же, это трогательный рассказ о любви!

— Григорий Чухрай провалил свой последний фильм!

— Да нет же, это его большая удача!

И зрители, и критики зачастую обвиняют инакомыс­лящих в полном непонимании задач кинофильма. Лишь редкое письмо заканчивается спокойным выводом: «Во — обще-то это мое личное мнение, и оно ни к чему ни­кого не обязывает. Каждый, по-моему, имеет право су­дить о виденном со своей точки зрения». Но таких зрителей немного. Большинство же полагает возмож­ным считать, что их мнения по поводу любого виден­ного ими кинофильма, спектакля, зрелища абсолютно истинны.

Решительные суждения опасны. Каждый раз, когда я слышу: «Эта картина хорошая» или «Это провал художника», мне сразу же хочется спросить: для кого хороша? Для вас; для молодежи; для индусов; для евро­пейцев; для женщин; для людей, воспитанных Советской властью, и т. д. и т. п. Право же, прежде чем выносить окончательное заключение, "надо (так же, как это делает­ся в любой науке) прибегнуть к опыту.

Экспериментальное исследование в области эстети­ки — это выяснение вкуса широкого круга людей в от­ношении любых предметов, явлений, признаков. Оцени­ваться может красота стиха, рисунок обоев, здание стан­ции метро, пьеса или кинофильм. Целесообразно ино­гда выяснить отношение людей к форме автомобиля или даже к тому или иному сочетанию цветов.

При основательном подходе к делу можно разрабо­тать широкий план исследования суждений о произведе­ниях литературы и искусства, а выполнение такого плана даст возможность установить интересные статистические закономерности художественного восприятия. Обсудим технику дела.

Оценка «нравится — не нравится» может стать коли­чественной, если ввести балльную систему, вроде той, что пользуются при соревнованиях по гимнастике. Прав­да, с небольшим добавлением: стоит предусмотреть, по-

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА

мимо положительных оценок, еще и отрицательные. Ну­левая оценка в этом случае будет означать равнодушие; отрицательные — «не нравится»; положительные — «нравится». Для различия степеней можно выбрать, ска­жем, десятибалльную шкалу. Так, если роман вас оста­вил равнодушным, вы выставляете ему оценку ноль, оценка плюс 1 — самая скромная похвала, плюс 10 — самое горячее одобрение. Напротив, минус 1 означает легкое неодобрение, а минус 10 — вы возмущены тем вредом, который несет с собой прочитанный опус.

Как должна производиться обработка анкет? Преж­де всего их следует сгруппировать по категориям опро — шеиных. Можно поинтересоваться оценками того или иного художественного произведения, вынесенными группами населения, различающимися по полу, но воз­расту, по образовательному цензу, по социальному поло­жению, по национальности, по партийной принадлежно­сти. Чем на большее число групп вы разобьете анкеты, а следовательно, однороднее по своему составу будет каждая группа опрошенных, тем интереснее и ценнее будет исследование. Разумеется, для проведения такого тонкого разбиения следует охватить опросом как можно большее число людей, чтобы после дробления на узкие группы каждая из них состояла из сотен, а лучше — тысяч человек. Затем вы выводите среднее значение балла внутри каждой группы анкет.

Усреднение должно произвести нивелировку тех раз­личий в оценках, которые вызываются индивидуальным воспитанием и различием в характерах опрашиваемых. Разнобой во вкусах хорошо известен и естествен, поэто­му не надо удивляться тому, что один и тот же кино­фильм может получить диаметрально противоположные оценки даже двух товарищен-одногодков, работающих в одном учреждении на одинаковых должностях. И тем не менее закон среднего сработает, и разнобой во мне­ниях среди членов однородной группы будет встречать­ся несравненно реже, чем’ совпадение в оценках.

Однако не следует ограничиваться выводом среднего балла. Наши тысячи анкет позволяют получить более богатую информацию об эстетическом вкусе участников эксперимента. Можно построить кривую распределения и посмотреть, похожа ли она на нормальную колоколо­образную кривую, характерную согласно теории вероят­ностен для случайных событий.

С этой целью придется разложить анкеты по стопкам, в каждой стопке анкеты с одинаковыми баллами. Затем надо пересчитать анкеты и выяснить, какой процент опрошенных из данной узкой группы выставил оценку О, какой процент — плюс 1, минус 1 и т. д. После этого можно переходить к графическому построению.

Проведем горизонтальную линию на клетчатой бума­ге и проставим в середине 0, через клетку вправо отло­жим плюс 1, еще через клетку — плюс 2 и т. д., таким же образом влево отложим отрицательные баллы. Из каждой отметки восстановим перпендикуляр — верти­кальный отрезок, длина которого в каком-либо масштабе должна быть равна соответствующему проценту опро­шенных. Если теперь провести через вершины всех вер­тикалей плавную линию, то получим кривую, характери­зующую эстетический вкус (по отношению к исследован­ной теме) всего круга людей, привлеченных к экспери­менту.

Если кому-либо покажется святотатством иллюстри­ровать таким образом (такими графиками) исследова­ния в области эстетики, то можно ограничиться двумя важными понятиями, уже знакомыми читателю. Одно из них — разумеется, средний балл. Очевидно, это бу­дет точка горизонтали, лежащая под максимумом на­шей кривой. Второе — степень единодушия в оценке. Что это такое?

Представьте себе два опроса, один из которых при­вел к узкой кривой с острым максимумом, а другой — к пологой кривой, охватывающей весь интервал оценок и лишь незначительно возвышающийся в месте своего максимума. В первом случае подавляющее большин­ство опрошенных держится одного мнения; во втором — нет единодушия, мнения разделились, и каждый балл встречается почти’одинаковое число раз. Чем измерять в этих случаях степень единодушия? Очевидно, его будет характеризовать полуширина колокола.

Как видите, методы статистической обработки анкет, отражающих эстетический вкус людей, не будут сколь­ко-нибудь отличаться от обработки данных из других областей знания, о которых шла речь на предыдущих страницах.

Наиболее целесообразным в экспериментальной эстетике является такое исследование, в котором опра­шиваемому предлагают сопоставить эстетическую цен­ность большого. числа произведений и расставить их в ряд — «по росту», выделив самое красивое, чуть поху­же, еще некрасивее и т. д. Я не стану останавливаться на способах статистической обработки таких экспери­ментов из боязни наскучить читателю. Но пола­гаю, сущность метода очевидна. Каковы же его до­стоинства?

Статистическйй подход позволяет исключить крайние мнения, нетипичные для своего времени и круга лиц. С его помощью можно отыскать количественный крите­рий красоты, справедливый для определенной группы лиц. Имеется возможность поставить систематические

исследования «красоты» как сложной функции социаль­ных, национальных и биологических признаков.

Исследование вкуса является фундаментом эстетики. Нет возможности дать сколько-нибудь разумное опреде­ление красоты, не прибегая к описанному эксперименту. Нет другого определения «красивого», «эстетически впе­чатляющего», чем то, что называется словом «нравится».

Итак, оказывается, что человек способен находить в природе и предметах искусства особенности, позволяю­щие располагать предметы и явления в ряды по степени «нравится». Именно это обстоятельство позволяет дать разумное определение красоты и делает исследование вкуса фундаментом эстетики.

Эта мысль высказана К. Марксом следующим обра­зом: «Животное формирует материю только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принад­лежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку, в силу этого человек форми­рует материю (курсив мой. — А. К-) также и по зако­нам красоты».

Формировать материю по законам красоты и означа­ет располагать предметы материального мира в ряды по степеням «нравится».

Updated: 18.03.2014 — 05:04