В первую очередь остановимся на рассмотрении таких форм брака, как Эндогамия И Экзогамия. Эндогамия — такой брак, который могут заключить только мужчины и женщины, принадлежащие К одной и той же социальной группе или общности. Этот тип брака характерен для сословных и кастовых обществ. К примеру, выходцы из дворянских семей сочетались браком только с представителями своего сословия. Сама процедура предбрачного ухаживания способствовала установлению знакомства в социально однородной среде. Крестьянские «вечерки», праздники в честь именин у разночинцев, танцевальные балы дворянства и купечества — все это имело сходные матримониальные цели.
В определенных культурах социальная дистанция между расовыми, религиозными, классовыми группами, а в Индии, например, между кастами, особенно велика. Этнокультурные группы допускают существование других культурных и этнических групп, но «на расстоянии». Это психологическое расстояние необходимо им для сохранения позитивного образа «мы». Люди могут обладать низкой толерантностью по отношению к индивидам или группам с отличающимися идеями или поступками. В то же время любые группы имеют право сохранить свою индивидуальность, если они этого желают.
Какова распространенность эндогамных браков в современном индустриальном обществе? Самые высшие и самые низшие социальные группы практикуют жесткую эндогамию. Члены высшего общества — представители кабинета министров, директора банков, фирм и компаний — прибегают к бракам по расчету с людьми своего круга. Слияние собственности и социальных статусов содействует укреплению власти, а брак превращается в символ этого объединения. Если брак заключается как сделка, то его основой служит имущественное и социальное равенство.
42
В целях защиты семейных интересов родители могут настаивать на том, чтобы дети вступали в брак в пределах своего социального слоя.
Эндогамные браки соответствуют принципу Социальной гомогенности. И в обыденном сознании, и в научных концепциях социальная гомогенность (близость социально-экономических статусов жениха и невесты, одинаковость вероисповеданий, примерно равное образование и отсутствие резких возрастных перепадов) выступает фактором успешности и стабильности брака. Принято считать, что в гомогенных союзах легче достичь взаимопонимания, общности интересов и ценностей, согласовать представления о семейном укладе, поддерживать традиции и ритуалы поведения. Анализируя различия в возрасте супругов, можно сделать вывод, что, если разница в возрасте превышает 10 лет, такие семьи распадаются чаще. Различия в каждодневных привычках, взглядах, способах самовыражения, образе жизни, степени и характере активности могут привести к разладу. Супруг(а), старший(ая) по возрасту, часто выполняет роль «отца» или «матери». Рано или поздно такая роль перестает устраивать кого-либо из партнеров. Обращается внимание на различные темпы изменения свойств личности, более быстрые в молодости и медленные в зрелом возрасте. Нужно учитывать и неотвратимость биологического старения. Семейный консультант называет и общую причину проблемности «неравных» браков: человеку с большим трудом удается понять, почему другому нравится не то, что ему; почему тот, другой, вообще отличается от него.
Интересные данные по России продемонстрировал В. М. Медков: никогда не состоявшие в браке предпочитают вступать в брак с себе подобными, у разведенных эта тенденция в 2 раза сильнее, у овдовевших — почти в 10 раз. Одна из самых высоких вероятностей заключения брака с себе подобными относится к супругам с самым низким, начальным образованием.
В истории человечества широко встречается и Экзогамия. Следуя нормам такого рода брака, партнеров для него выбирают За пределами своей общности. Привлекательность экзогамии для отдельной личности состоит в расширении возможностей самостоятельного выбора спутника жизни. Экзогамный брак способствует интеграции членов общества, делает более открытыми и пластичными границы между различными социальными группами.
43
Но в этом случае могут возникнуть трудности принятия другого образа жизни. Человек, оказавшийся в иной среде, поставлен перед необходимостью овладения новыми нормами, ценностями, предписаниями, ритуалами поведения, охватывающими и регламентирующими практически все стороны жизнедеятельности. Согласно «гипотезе контакта», непосредственное взаимодействие между представителями различных групп снижает стереотипность оценок и суждений, создает климат взаимопонимания и доверия. Однако не всякие контакты однозначно и прямо ведут к улучшению взаимодействия. Предшествующая напряженность в отношениях, недостаток информации друг о друге, отрицательные установки и предубеждения могут усилить агрессивность и враждебность. Следовательно, экзогамный брак должен основываться на межкультурной терпимости. Доказано и обратное влияние: «открытое» общество, с развитыми внешними миграциями, более толерантно, чем то, в котором люди имеют ограниченные контакты лишь с немногими культурами.
Все изложенное имеет непосредственное отношение к Межнациональным бракам. Если в 50-е — 80-е годы в СССР наблюдался рост числа межнациональных браков, то сейчас у ряда этносов крепнет стремление оградить от «чужих» свои репродуктивные институты. Этнические процессы, включая образование и функционирование смешанных браков, находятся под влиянием двух тенденций: интернационализации жизни и развития национального самосознания и национально-государственного обособления. Межнациональные семьи — реальность российского общества. Такие семьи проявляют национальную терпимость; дети, воспитывающиеся в них, как правило, лишены национализма и шовинизма, противопоставления «своей» и других наций. И языками дети владеют обычно двумя или более. Межнациональные браки порождают слой людей духовно, морально и информационно более богатых, синтезирующих пласты различных национальных культур.
Согласно социодемографической статистике, межнациональные браки присущи всем социальным категориям. Обычно люди, создавая семью, стремятся к собственному счастью, а не к сохранению нации и не склонны гипертрофировать национальный фактор в области семейной жизни. Вместе с тем, среди смешанных пар основную часть составляют союзы между представителями близких культур, например, русскими и украинцами, татарами и башкирами.
44
Мнения людей о межнациональных браках часто противоречивы, эмоционально окрашены, носят иррациональный характер. Многие считают гетерогенный брак личным делом, проблемой отдельной личности или семьи. Подчеркивается значение такого объединения с точки зрения обогащения культурного опыта людей. С другой стороны, в смешанных браках видится угроза этнической идентичности, возможность утраты национальной самобытности.
Ряд факторов препятствует созданию семьи с человеком другой национальности: религиозные предписания, нежелание приспосабливаться к чужим обычаям, жить в непривычной среде, неодобрение ближайших родственников, друзей и соседей. И молодое поколение, и родители нередко ставят возможность вступления в брак с человеком иной этнической принадлежности в зависимость от того, кто он по национальности. При этом проявляются как устойчивые предпочтения, так и явное отвержение определенных национальностей. Однако этнические установки, в том числе и по отношению к гетерогенным бракам, можно изменить в сторону их большей лояльности.