Эмоции и культура в исторической перспективе: влияние на современную психологию

Эмоции и культура привлекали не только современных психологов, они веками манили к себе философов и мыслителей. Эмоции играли важную роль в трудах Аристотеля и Сократа (Russel, 1994) и были также представлены в санскритском тексте III веке Rasadhyaya (Shweder & Haidt, 2000). Эмоции имели огромное

Значение для многих мыслителей, оказавших влияние на современную психоло­гию, таких как Фрейд, Дарвин, Эриксон, Пиаже, Боулби и многих других.

Истоки большинства сегодняшних исследований эмоций и культуры восходят к трудам Дарвина. Одна из причин этого — вдохновенный труд Дарвина о выра­жении эмоций, который дал ученым возможность оценивать эмоции объективно, выходя за пределы считающегося ненадежным базового самоотчета. Тезис Дарвина, сформулированный в его труде «Выражение эмоций у человека и животных» (The Expression of Emotion of Man and Animals, Darwin, 1872/1998), предполагает, что эмоции и способы их выражения развивались по мере развития видов и носят эволюционно-адаптивный характер, являясь биологически врожденными и уни­версальными для всех человекообразных и нечеловекообразных приматов. Согласно Дарвину, все люди, независимо от расовой или культурной принадлежности, выражают эмоции одними и теми же способами, в первую очередь мимикой.

Несмотря на привлекательность и значение трудов Дарвина, они заслуживают и критики. Одна из основных проблем, связанных с его идеями, состоит в том, что выдвинутым предположениям недостает неопровержимых доказательств. Многие из оригинальных идей Дарвина подкреплены лишь его собственными наблюдени­ями и описаниями выражения эмоций у человека и других животных. Однако, не­смотря на тщательность выполнения таких описаний, они не могут служить науч­ным доказательством дарвиновского тезиса об универсальности.

В период между написанием Дарвином своих трудов и до 1960-х годов горстка ученых пыталась закрыть эту брешь в нашем знании, проводя более упорядочен­ные и систематизированные исследования данной проблемы. За это время в лите­ратуре появились сведения всего лишь о семи исследованиях. Но они изобиловали методологическими ошибками и упущениями, поэтому не вызывающих сомнений данных, которые подтверждали бы предполагаемую универсальность выражения эмоций, так и не появилось (обзор приводится в работе Ekman, Friesen & Ellsworth, 1972).

Лишь в середине 1960-х годов психолог Сильван Томкинс, первопроходец в об­ласти современного изучения человеческих эмоций, объединил усилия с Экманом и Изардом (хотя и независимо от них) для проведения исследований, известных сегодня как исследования универсальности. Ученые рассматривали эмоции во многих культурах и пришли к выводу, что мимическое выражение эмоций имеет общекультурный характер (см. Ekman, 1973; С. Izard, 1971). Данные этих исследо­ваний, по общему мнению, свидетельствовали о существовании шести универ­сальных выражений лица — гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление.

Исследования выражения эмоций в культурах, обладающих письменностью, проведенные Экманом и Изардом, были не единственным аргументом в пользу универсальности эмоций. Экман и его коллега Фризен провели также исследова­ние, которое показало, что суждения представителей дописьменных культур о выражении эмоций также подтверждают идею универсальности (см. Ekman, 1973). Они показали, что выражения, которые представляют собой спонтанную реакцию на фильмы, вызывающие разного рода эмоции, являются универсальными (Ekman, 1972). Кроме того, другие ученые показали, что одни и те же выражения имеют место у нечеловекообразных приматов и людей, которые слепы от рождения

(Charlesworth & Kreutzer, 1973; Ekman, 1973), и соответствуют сходной система­тике эмоций в разных языках во всем мире (Romney, Boyd, Moore & Rusch, 1997). С момента проведения первых исследований универсальности в конце 1960-х годов было проведено множество исследований, которые повторили выводы об универ­сальном характере выражения эмоций (см. далее и в работе Ekman, 1982). Таким образом, универсальная основа выражения эмоций больше не подвергается сомне­ниям в современной психологии и рассматривается как панкультурный аспект психологического функционирования.

Тем не менее нам известно, что люди могут видоизменять выражение эмоций в соответствии с культурными нормами проявления эмоций (Ekman, 1972; Ekman & Friesen, 1969; Friesen, 1972). Они представляют собой усваиваемые в детстве нормы, предписывающие характер проявления универсальных эмоций при опре­деленных обстоятельствах. Существование таких норм было эмпирически доказа­но Экманом и Фризеном в исследовании с участием американских и японских испытуемых (Ekman, 1972), которым показывали фильмы, вызывающие сильные эмоции. Кино смотрели в одиночестве и в присутствии экспериментатора. Нахо­дясь в одиночестве, и японские, и американские испытуемые демонстрировали одни и те же проявления отвращения, гнева, страха и печали. Однако когда они смотрели фильмы в присутствии экспериментатора, различия были поразительны­ми. В то время как американцы чаще всего продолжали проявлять те же отрица­тельные эмоции, многие японцы неизменно улыбались, чтобы скрыть отрицатель­ные эмоции. Экман и Фризен пришли к выводу, что в японской культуре действу­ют нормы проявления эмоций, которые препятствуют свободному проявлению отрицательных эмоций в присутствии других людей. Сегодня как универсальность проявления эмоций, так и существование культурных норм проявления эмоций признано традиционной психологией (о нормах проявления эмоций см. также Fridlund, 1997).

Открытие универсальности выражения эмоций оказало огромное влияние на современную психологию, поскольку выражение эмоций служит объективным и достоверным сигналом наличия эмоций. Отталкиваясь от универсального харак­тера выражения эмоций, и Экман, и Изард разработали методы надежной и досто­верной оценки мимики. Так, разработанная Экманом и Фризеном Система коди­рования мимики (Facial Action Coding System) Получила широкое признание, как один из самых подробно разработанных инструментов анализа мимики. Он вклю­чает идентификацию изменений выражения лица, связанных с движением более чем 40 анатомических единиц, функционально независимых друг от друга. Исполь­зуя данный инструмент, исследователи могут кодировать лицевые мускулы, с дви­жением которых связано определенное выражение лица, стадии проявления эмо­ции (начало, кульминация, спад), интенсивность и латеральность.

Разработка методик, подобных Системе кодирования мимики, и теоретические подтверждения универсальности эмоций привели в течение последних 30 лет к появлению множества новых исследований, теорий и методов практической рабо­ты в психологии. Представления об универсальном характере эмоций и методики оценки мимики внесли огромный вклад в исследование всех направлений психо­логии, в особенности это касается социальной психологии, психологии личности

И возрастной психологии. Исследователи, которые использовали мимическое вы­ражение эмоций в качестве маркеров, обращались к остававшимся долгие годы от­крытыми вопросам, касающимся роли и функций физиологии в эмоциональных проявлениях; теперь мы знаем, что любая из эмоций универсального характера связана с особой уникальной физиологической реакцией (Ekman, Levenson & Friesen, 1983). Исследования, касающиеся мимики и эмоций, также внесли суще­ственный вклад во многие направления психологии, находя применения в клини­ческой, судебной и инженерной психологии, а также в психологии организации производства. Все большее количество университетов предлагает программы, спе­циализирующиеся на изучении эмоций, и растет количество субсидий на профес­сиональную подготовку исследователей, обладающих докторской степенью и без нее, которые будут заниматься дальнейшими разработками в данной сфере. Все это стало возможным благодаря вкладу в науку кросс-культурных исследований вы­ражения эмоций.

Updated: 24.08.2013 — 02:41