Специалисты по социальной когнитивной деятельности, как правило, проводили четкий водораздел между познанием себя (например, Н. Markus, 1977) и других. В основе данного концептуального разграничения лежала убежденность в том, что Я представляет собой особый психологический феномен, отличный от всех прочих психологических феноменов. Она ощущалась, например, в высказывании Декарта об особом статусе самопознания: « Cogito Ergo Sum». Это предположение было подкреплено в дальнейшем эмпирическими данными, которые говорили о различиях в самовосприятии и восприятии окружающих. Так, классическое исследование предрасположенности наблюдателя/субъекта деятельности в отношении атрибуции говорит о том, что по крайней мере жители Северной Америки объясняют поведение других людей диспозициональными характеристиками чаще, чем свое собственное поведение (например, Nisbett, Caputo, Legant & Maracek, 1973). Однако обзор Уотсона (Watson, 1982) свидетельствует, что североамериканцы склонны интерпретировать как свое поведение, так и действия окружающих скорее с точки зрения характеристик личности, нежели с учетом обстоятельств. Иными словами, литература о предрасположенности наблюдателя/субъекта поведения говорит о подобии между самовосприятием и восприятием окружающих.
В рассмотрении культурных различий в самовосприятии и восприятии окружающих часто цитируемое высказывание Герц (Geertz, 1984) является удобной отправной точкой:
Западная концепция личности как ограниченной, уникальной и в большей или меньшей степени интегрированной мотивационной и когнитивной сущности, динамического центра сознания, эмоций, суждений и деятельности, представляющего собой единое целое, которое функционирует наряду с другими подобными целостными сущностями в определенных социальных и природных условиях, — какой бы совершенной она ни была в наших глазах, в контексте иных культур представляется достаточно странным подходом (р. 126).
В антропологическом подходе Герца можно вычленить две составляющие. Во-первых, личность представляет собой субъект психологических процессов, который «в большей или меньшей степени является интегрированной мотивационной и когнитивной сущностью, динамическим центром сознания, эмоций, суждений и деятельности». Во-вторых, личность — это некто, существующий в определенном социальном и природном контексте, то есть «функционирует наряду с другими подобными целостными сущностями в определенных социальных и природных условиях».
Последняя мысль нуждается в пояснении. Герц не говорит, что западная концепция игнорирует социальный и природный контекст, но утверждает, что наиболее выдающейся частью феноменологического поля является отдельная личность, а социальный и природный контекст, в который она помещена, образуют фон. Часто считается, что западная концепция личности абстрактна или диспозицио-нальна (например, Джон — дружелюбный человек), а незападные концепции носят конкретный характер и содержат описания видов деятельности (например, Джон играет с детьми, даже если он не слишком близко знаком с ними). Более того,
Диспозициональное описание человека предполагает характеристику вне связи с контекстом. Таким образом, проведенные ранее кросс-культурные исследования самовосприятия и восприятия окружающих показали, что западная концепция эго и подход к восприятию личности сосредоточены прежде всего на субъекте деятельности и его личностных характеристиках, отводя второстепенное значение контексту. Все это отличает западный подход от восточноазиатского.
Однако в свете последних теоретических разработок, касающихся социальной когнитивной деятельности, кросс-культурные исследования требуют более тонкой интерпретации данных. Как отмечалось выше, исследования социальной когнитивной деятельности говорят о том, что в концептуальном плане следует различать атрибуцию, связанную с субъектом деятельности, и диспозициональную атрибуцию, а также, что когнитивный процесс атрибуции диспозициональной характеристики (например, черты характера) отличается от когнитивного процесса контек-стуализации диспозициональной атрибуции. Иными словами, атрибуция, связанная с субъектом деятельности, диспозициональная атрибуция и контексту ал из ация в Северной Америке, а возможно, и в европейских культурах, представляют собой отдельные психологические процессы. При этом нет причин предполагать A Priori, Что названные психологические процессы будут преобладать во всех культурах.