Кросс-культурная психология как дисциплина и как метод научных изысканий находится в процессе развития, и данная книга передает это развитие как моментальный снимок. В ней вы найдете обзоры кросс-культурных теорий и эмпирических исследований, касающихся базовых психологических процессов, личности, социального поведения и других важных тем. Так же в ряде вводных глав обсуждаются основные перспективы как данной сферы в целом, так и отдельных методологических вопросов, специфических для кросс-культурных исследований. Рассмотрение основных теоретических моделей, содержащееся в каждой главе, и самые современные и полные обзоры по каждому из направлений, вне всякого сомнения, обладают самостоятельной ценностью, представляя собой изложение самого нового материала по соответствующей теме.
Кроме того, ни один из авторов этой книги не ограничивается одним лишь обзором теоретической и исследовательской литературы. Все они предлагают нам свое видение перспективы, того, какими должны стать теоретические разработки и эмпирические исследования по соответствующему направлению в будущем. Таким образом, каждый из авторов книги предоставляет всем изучающим культуру уникальную возможность не только ознакомиться с накопленными знаниями и данными предшествующих теорий и исследований, но и понять, каким образом следует перестраивать теорию и исследования, чтобы способствовать достижению третьего этапа развития кросс-культурной психологии и, в конечном счете, прийти к созданию универсальных психологических теорий.
Далее я перечисляю важнейшие, на мой взгляд, моменты, которые авторы этой книги считают ключевыми для дальнейшего развития кросс-культурной психологии. Они не являются взаимоисключающими. Надеюсь, что такие извлечения послужат для читателя ориентиром, помогающим понять и оценить замысел авторов книги.
1. Лучше понимать культуру. Большинство авторов утверждают, что наша способность к созданию универсальных теорий психологических процессов до определенной степени зависит от нашей способности глубже понять культуру как таковую. Важным достижением нашей научной дисциплины было выяснение и отбор упомянутых выше культурных параметров психологической изменчивости, однако имеется множество других направлений, требующих теоретического осмысления культуры. Они включают переоценку и совершенствование нашего понимания контекста и изучение его соотношения с культурой, а также необходимость всестороннего изучения культурного воздействия, начиная с культуры как определяющего фактора в формировании поведения и до культуры как результата поведения (то есть культуры, выступающей и в качестве независимой, и в качестве зависимой переменной). Нам следует также совершенствовать свое понимание роли культуры как сдерживающего или стимулирующего поведение фактора.
2. Интегрировать разнообразные, на первый взгляд кардинально отличающиеся друг от друга, подходы к теории и методике, принимая во внимание культуру. Многие авторы выступают за то, что подходы и взгляды на соотношение между психологией и культурой и ее изучение нуждаются в интеграции, чтобы обеспечить дальнейшее развитие этой сферы. Речь идет о подходах, характерных для кросс-культурной психологии, этнокультурной психологии и психологической антропологии. Каждому из этих направлений свойственны различные теоретические установки и методы исследования, которые потребуются в будущем для интеграции в рамках единой программы действий.
3. Принять, холистический подход к пониманию психологических процессов и их исследованию. Современная академическая психология, руководствуясь исследовательскими целями так сильно раздробила поведение человека на отдельные фрагменты, что часто за деревьями трудно увидеть лес. Для психологов, занимающихся как кросс-культурной, так и традиционной психологией, пришло время руководствоваться целостным (холистическим) подходом к пониманию психологии и поведения человека, чтобы выявить связи между различными теоретическими взглядами на одни и те же процессы и в будущем объединить их в одно целое.
4. Интегрировать кросс-дисциплинарные переменные. Разработка универсальных теорий по психологии требует, чтобы мы принимали во внимание переменные, которые обычно игнорируют в исследованиях и теоретических разработках. В числе таких переменных влияние окружающей среды, политических структур, погоды и климата, географических факторов, и т. п. Ведь создание применимой в панкультурном масштабе теории поведения человека без учета таких факторов попросту невозможно. По мнению многих авторов этой книги, культура, общество, биология и психология должны объединиться для разработки таких теорий.
5. Интегрировать теоретические взгляды, лежащие за пределами господствующего направления в психологии. Американские психологические теории и теории, публикуемые в англоязычных журналах и других источниках, по-прежнему оказывают наиболее сильное влияние на создание психологической теории. Существует много других взглядов, до сих пор большей частью неизвестных или игнорируемых, поскольку они носят этнокультурный характер и существуют в рамках конкретных культур или опубликованы не на английском языке. Такая неосведомленность, причиной которой могут быть высокомерие, языковые барьеры или иные факторы, недопустима в будущем, если мы намерены объединить в своей работе разнообразные теоретические взгляды.
6. Интегрировать в корне различающиеся методы. Чтобы создать универсальную теорию психологии в будущем, исследование должно использовать фундаментальным образом отличающиеся друг от друга методы. Для получения качественно иного знания исследование будущего нуждается в интеграции различных методов. Такая интеграция предполагает включение количественных и качественных методов в исследование психологических процессов через культуру и постоянный учет переменных контекста, чтобы определить прежде всего причину возникновения культурных различий. Исследование будущего должно опираться на изучение более широкого круга лиц, представляющих более широкий круг культур, не ограничиваясь студентами университета, причем при изучении явлений должны использоваться лонгитюдные методы. Прошли те времена, когда студентов, представляющих различные культуры, заставляли заполнять анкету, переведенную на разные языки, и называли это «кросс-культурным исследованием».
Эти шесть основных установок, пока сформулированные лишь в самом общем виде, требуют, чтобы исследование будущего осуществлялось методами, коренным образом отличающимися от нынешних. Если рекомендации авторов книги будут приняты во внимание, это будет способствовать радикальному изменению и значительному усложнению исследований. Возможно, это заставит нас мыслить так, как мы пока не готовы или не желаем. Собранные воедино, эти идеи заставляют нас вступить на новые неизведанные тропы науки, совсем непохожие на те, по которым мы движемся сегодня. И все же, если мы намерены создать и испытать подлинно универсальные теории, принимающие во внимание как пан-культурное сходство, так и культуро-специфичные процессы, этот путь должен быть пройден.