Джейн Ли и Стэнли Сью
Эту часть книги мы завершаем рассмотрением влияния культуры на клиническую психологию. В задачу психологии входит не только научное исследование и объяснение человеческого поведения, но и использование психологических знаний для того, чтобы помочь людям улучшить их жизнь. Это отличает психологию от многих других научных дисциплин и связано с практическим значением научной истины и принципов, устанавливаемых психологией. В течение многих лет кросс-культурные исследования выявляли влияние культуры на поведение человека, а следовательно, и ее важность для более глубокого понимания и лечения психических расстройств.
Как отмечают в этой главе Ли и Сью, область клинической психологии в целом характеризуется множеством важных проблем, которые ставит перед специалистами культура, и эти проблемы ждут своего решения. В начале главы соавторы дают общее представление о состоянии клинической психологии и рассказывают о формировании и развитии этой дисциплины как самостоятельной области. Ли и Сью справедливо отмечают, что, изначально сформировавшись в Америке, клиническая психология в своем подходе и ориентации находилась в первую очередь, под американским и, в меньшей степени, под европейским влиянием. В целом это привело к монокультурному характеру клинической психологии.
Однако продолжающееся развитие кросс-культурной психологии и значение ее открытий для традиционной психологии, а также все более глубокое осмысление расовых и этнических отношений в США привело к тому, что внимание к проблемам кросс-культурного характера в клинической психологии за последние несколько десятилетий стало куда более пристальным. В результате клиническая психология не только в США, но во всем мире постепенно расстается с монокультурной ориентацией, признавая уникальность потребностей и проблем представителей разных культур. Фактор культуры признан в трех важнейших направлениях работы в клинической психологии: клинической оценке, патопсихологии и лечении. Как подчеркивают Ли и Сью В Своем обзоре, исследования и теоретическая работа, которые ведутся в данных направлениях с учетом фактора культуры, внесли немаловажный вклад в развитие научного знания и методов работы.
Читателю будет особенно интересно ознакомиться с кратким обзором материалов о влиянии культуры на патологию. Отчасти совпадая по содержанию с предыдущей главой, этот раздел касается вопросов и проблем связи между культурой и подходом к лечению. Авторы представляют прекрасный обзор влияния культурной специфики на различные виды лечения и подходы к нему, при этом большое значение придается сложной и важной взаимосвязи культуры, общества, биологии и психологии. В частности, весьма острым и актуальным является их анализ центральных моментов, связанных с индивидуализмом, уверенностью в своих силах и самосознанием, лежащих в основе многих психотерапевтических подходов. Эти подходы берут свое начало в американской или западноевропейской культуре, применимость их к представителям, других культур может вызывать сомнения. Представленное авторами обсуждение вопроса о культурно зависимых подходах к лечению также выполнено на весьма высоком уровне.
Завершая данную главу, Ли и Сью говорят о восьми проблемах, которые они считают ключевыми для дальнейшей работы в данной области. Их предложения проникнуты убеждением в том, что эмпирическая и теоретическая работа в сфере клинической психологии требует гораздо более широких, чем раньше, исследований за пределами США и учета психологии представителей иных культур. В ходе этой работы сами исследователи, а также терапевты и клинические врачи, должны стать более компетентными в области культуры, оставить формальные декларации о необходимости обследовать разные группы населения и приступить к этой работе по-настоящему. Необходимо объединить традиционные психотерапевтические подходы и методы народных целителей, изыскивая пути, которые позволили бы обеспечить одновременное и непредвзятое в культурном отношении изучение и первых и вторых. Кроме того, необходима интеграция новых методик как количественных, так и качественных, а также сближение молекулярных (то есть биологических) и молярных (культурных) подходов к пониманию и исследованию поведения человека. Данные идеи весьма важны для работы в области клинической психологии, поскольку нет другой области в психологии, которая оказывала бы столь же непосредственное влияние на жизнь огромного количества людей во всем мире. Именно поэтому так важно понимать ее должным образом.
Наш интерес к культуре в связи с клинической психологией возник в процессе работы с национальными меньшинствами в США. Моменты сходства и различия в распространенности и распределении психических расстройств, этиологических факторах психопатологии и методах успешного лечения и предупреждения заболеваний среди афроамериканпев, американцев азиатского и латиноамериканского происхождения, североамериканских индейцев и белых американцев произвели на нас глубокое впечатление. Кроме того, подавляющая часть принципиальных закономерностей, касающихся этнических и культурных особенностей различных групп населения США, применима и к тем, кто проживает за пределами этой страны.
В этой главе мы размышляем о развитии клинической психологии и медленном, но неуклонном признании важности учета фактора культуры при решении самых разных задач в данной области, а именно — при клинической оценке, понимании этиологии и поисках путей предупреждения и успешного лечения заболеваний. Чтобы рассмотреть развитие данной области в перспективе, мы начнем с рассказа об истории становления клинической психологии в США. Как мы увидим, формирование клинической психологии: а) имело место в США; б) осуществлялось с учетом национальных потребностей, в первую очередь, потребностей в психологическом тестировании и клинической оценке; в) представляло собой главным образом американскую инициативу; г) происходило в условиях доминирования американской культуры.