Джон Адамопулос и Уолтер Дж. Лонпер
Кросс-культурная психология как сфера серьезных научных изысканий, методологический подход и средоточие анализа и синтеза информации, касающейся великого многообразия культур, в котором мы живем сегодня, прошла долгий путь с тех пор, когда культурные различия просто отмечались и описывались. Черты культурного сходства и различия, описанные во множестве различных аспектов и при помощи различных подходов, и сегодня порождают литературу по всем направлениям психологии с различными теоретическими установками и эмпирическими подходами. И те, кто давно изучает культуру с психологической точки зрения, и новички в этом деле могут потеряться в «фактах» кросс-культурной психологии; на данном этапе своего развития изучение культуры и психологии нуждается в ясности, которая будет способствовать его прогрессу и плодотворному развитию в ближайшие 20 лет. Эта глава вносит необходимую ясность, готовя читателя к пониманию сложности культурных и культурно-психологических взаимоотношений, рассматриваемых в последующих главах.
Для того чтобы показать важность настоящего момента в истории кросс-культурной психологии, Адамопулос и Лоннер в этой главе дают блестящее описание ее развития и анализ текущих проблем. В начале главы авторы описывают путь, пройденный кросс-культурной психологией, от скромных начинаний, вроде собраний ученых, интересующихся культурой, до разнообразных организаций, печатных изданий и тем, которые характеризуют эту сферу сегодня. Они объективно освещают недостатки психологического знания, полученного в процессе монокультурного исследования, а также при других ограничивающих обстоятельствах, особенно, если предполагается его применимость к людям любого происхождения, национальности, образования и т. д. В своем историческом обзоре Адамопулос и Лоннер указывают также на подходы, при которых кросс-культурная психология может рассматриваться не как отдельная "Сфера» Исследований, но скорее как особый научный метод. То есть кросс-культурная психология может рассматриваться не только с точки зрения содержания ее исследований, но также на языке научной философии — как логика, на которую опирается наука и которая определяет пути получения знаний. Как таковая кросс-культурная психология не только имеет непосредственное отношение к изучению культуры, но является и методом ее критического осмысления.
Далее Адамопулос и Лоннер представляют глубокий анализ черт сходства и различия на первый взгляд разных подходов, которые в последнее время обращают на себя внимание; они сравнивают и противопоставляют кросс-культурную психологию и культурную психологию. Потребность в таком анализе давно назрела, и всем, кто изучает культуру, следует познакомиться с разграничениями, предлагаемыми в этой части главы. По мнению авторов, у любого подхода есть свои сильные и слабые стороны, преимущества и недостатки. Несмотря на личные предпочтения, которые каждый питает к собственному подходу к культуре и которые, без сомнения, оказывают влияние на оценку других подходов, трудно не заметить, что в двух представленных сферах куда больше сходства, чем различий, при исследовании природы разума, которая является воплощением и источником как культуры, так и психологии.
В завершение своей главы Адамопулос и Лоннер излагают идеи, касающиеся согласования противоречий, вызванных различием подходов в кросс-культурной и культурной психологии; в основе этого сближения предполагается не взаимное стремление исправить недостатки другого подхода, но перспектива использования сильных сторон обоих подходов в контексте их собственных онтологических посылок и методологических ограничений. Принимая во внимание эту перспективу, авторы подводят итог анализа исходной посылки восприятия культуры в психологической теории, которая зависит от того, рассматривается ли культура как фактор, определяющий поведение человека или как следствие этого поведения, как стимулирующий или как ограничивающий фактор. Такая точка зрения полезна не только потому, что позволяет понять аспекты культуры, доступные кросс-культурной или культурной психологии, но и потому, что позволяет тем, кто изучает культуру, взглянуть на предмет со стороны, увидеть культуру во всей ее необъятности и понять, как много функций она выполняет. Изучающие культуру получают возможность в полной мере оценить сложность взаимосвязей между культурой и психологией, а такая оценка ведет к перевороту в понимании культуры и, следовательно, к кардинально иным подходам к ее исследованию в течение ближайших 10-20 лет. Поскольку будущим исследователям предстоит решать более масштабные проблемы, касающиеся глубинной сути соотношения культуры и психологии, включая установление границ между ними, анализ Адамопулоса и Лоннера, в котором определены альтернативы, перед которыми стоит кросс-культурная психология сегодня, в перспективе может иметь значительное влияние.
В этой главе мы дадим общее представление о двух основных составляющих, которые определяют общие характеристики и текущее состояние предмета психологии и культуры. Первая составляющая — исторический обзор — позволяет прежде всего бросить беглый взгляд на происхождение кросс-культурной психологии и помогает понять, как относиться к ней сегодня, с учетом ее происхождения и развития в последние 35 лет. Вторая составляющая — это обращение к некоторым теоретическим проблемам и критическому анализу двух основных направлений, культурной и кросс-культурной психологии, в то время как третья составляющая представляет собой оценку той роли, которую культура играет в психологии, равно как и той, которую, по нашему мнению, ей следует играть. Вместе взятые эти составные части описывают сущность кросс-культурной психологии и кратко характеризуют другие направления в психологии и смежных дисциплинах, в которых феномен культуры играет центральную и необходимую роль в объяснении человеческого мышления и поведения.