Культурная психология

Ближайшая родственница кросс-культурной психологии — культурная психоло­гия. Здесь мы отметим некоторые характерные для нее установки. Во второй части мы проведем сопоставление двух названных областей и более детально рассмот­рим различия между ними. Поскольку культурная психология не обладает четкой организационной и методологической структурой, достаточно трудно точно опре­делить, где заканчивается кросс-культурная психология и начинается культурная психология. Более того, если большинство приверженцев кросс-культурной пси­хологии сходятся в определении круга стоящих перед ней проблем (это, главным образом, проверка универсальной применимости психологических законов и тео­рий с использованием различных методологий), то те, кто отождествляет себя с культурной психологией, судя по всему, не имеют четких ориентиров или про­грамм, определяющих задачи их деятельности. Однако, по-видимому, сторонников культурной психологии нимало не беспокоит отсутствие четких целевых или методологических установок. Наверное, будет правильно сказать, что представление приверженцев культурной психологии о себе и собственной работе более глобаль­но, что отражается как на формировании концепций и проведении исследовании, так и на их статьях и комментариях, касающихся центральной роли культуры в понимании психологии человека.

Выше мы указывали, что определять кросс-культурную психологию следует прежде всего по тому, чем она занимается, не прибегая к данным наспех дефини­циям. Столь же любезно мы намерены обойтись и с культурной психологией, утверждая, что давать ей определение следует в первую очередь в связи с тем, что она делает, учитывая ее взгляды на взаимосвязь между личностью н культурой личности. Миллер (Miller, 1997) отмечает, что фундаментальной посылкой куль­турной психологии является то, что культура и поведение личности — это нераз­рывно связанные составляющие единого феномена. Миллер полагает, что такой взгляд противоречит характерной для ранних трудов по кросс-культурной психо­логии тенденции разделять культуру и психологию, трактуя их как отдельные фе­номены. При этом культуру определяли как независимую переменную, которая влияет на зависимую переменную поведения индивида. Boui(Boesch, 1991), лидер Заарбрюкенской школы культурной психологии, весьма критически оценивал об­ращение с культурой как с независимой переменной и применение позитивистских или естественнонаучных подходов с целью понять представителей иных культур. Бош (Boesch, 1996) пишет в своей любопытной статье о том, что он называет семью «изъянами» кросс-культурной психологии, начиная с концептуальных и методологических и заканчивая философскими. Специальный выпуск журнала Psychology And Culture (сентябрь 1997) был посвящен идеям Боша и соображениям о его влиянии, высказанным другими авторами.

Как уже отмечалось, культурная психология — не унифицированная научная дисциплина. Несколько наиболее плодотворно работающих исследователей куль­туры по-разному оценивают различие между кросс-культурной психологией и культурной психологией. Например, Коул (Cole, 1996) так определяет основные отличительные черты культурной психологии:

• она придает особое значение рассмотрению опосредованного действия в кон­тексте;

• она подчеркивает важность широко понимаемого «генетического метода», который включает исторический, онтогенетический и микрогенетический уровни анализа;

• она стремится найти подтверждение результатам анализа в повседневной жизни;

• она полагает, что разум (Mind) Формируется в совместной опосредованной деятельности людей, следовательно, он является в значительном смысле «со­вместно выстроенным» и распределенным;

• она полагает, что личность является активным фактором собственного раз­вития, но, поставленная в определенные условия, не свободна полностью в своем выборе;

• она отвергает науку, объясняющую явления причиной-следствием или сти­мулом-реакцией в пользу науки, которая придает первоочередное значение психической деятельности, возникающей в процессе деятельности, и призна­ет центральную роль интерпретации в процессе истолкования явлений;

• она использует методологию гуманитарных наук наряду с методологией общественных и биологических паук (р. 104).

Таблица 2.1

Характеристики, связываемые с основными перспективами в сфере психологии и культуры

Направление

Основные принципы и установки

Цели и задачи

Методологические и концептуальные проблемы

Основной источник публикаций

Кросс — культурная психология

Изучение черт сходства и различия в психологическом функционировании в различных культурах и этнических группах; оценка изменений в таком функционировании

Создание всеобъемлющей универсальной психологии; сопоставление, прямое или косвенное мышление и поведение в различных культурах

Проблемы, связанные с функциональной, концептуальной и психометрической эквивалентностью и с различными уровнями анализа(культур, общества, личности, поведения)

Journal Of CrossCultural Psychology. основная тема — взаимосвязь между культурой и психологией, выявляемая сравнительными кросс-культурными исследованиями или исследованиями взаимозначения культуры и мышления и поведения личности

Культурная психология

Стремление понять личность в историческом и социокультурном контексте

Понимание того, как взаимодействуют психика и культура в конкретном кон тексте; стремление избегать прямых противопоставлений культур, допуская их лишь в порядке исключения в косвенной форме

Отсутствие общепризнанного научного направления. Методологическая неотделенность–– от качественных этнографических методов до количественных

Culture And Psychology: Настаивает на определяющей роли культуры в понимании человека: его идентификации, социального управления, интра — и интерсубъективного опыта, эмоций, а также семиотической креативности; формулирует новые концепции культуры в психологической науке.

Психологическая антропология

Исследование взаимосвязи между личностью и социальным окружением; изучение психологических и общественных дисциплин

Описание универсальных принципов, не предполагая A Priori Существования психологических универсалий

Проблема общего научного языка и гносеологического подхода, приемлемого дляпсихологии

Ethos: Рассматривает вопросы взаимоотношений личности и социального окружения и между психологическими дисциплинами и комплексом общественных наук

Этнокультурная психология

Изучение личности в конкретном культурном кон тексте учеными [находящимися] в рамках этого контекста для обеспечения потребностей людей в данном контексте

Создание психологии, которая может быть, а может и не быть универсальной и которая значима и применима в конкретном культурном или этническом контексте

Проблематичное стремление избежать уже существующих психологических концепций, теорий и исследований и вытекающая отсюда трудность в определении, что есть «региональная» этнопсихология

Различные национальные журналы

Updated: 01.05.2013 — 21:05