На характер реакции на несправедливость могут также оказывать влияние культурные переменные. Мы различаем реакции на несправедливость по отношению к — индивиду и по отношению к мы-группе (Leung & Stephan, 1998, 2000), а Райт
И Тэйлор (Wright & Taylor, 1998) проводят разграничение между личностными и групповыми реакциями на несправедливость. Представляется логичным предположить следующее: когда несправедливость воспринимается как действия по отношению к мы-группе, реакция на нее, скорее всего, будет групповой (коллективной), а если несправедливость будет совершена по отношению к индивиду, реакция будет индивидуальной.
Однако исследования говорят о том, что эта модель требует определенных оговорок. Келли и Брейлингер (Kelly & Breinlinger, 1995) утверждают, что, когда индивид устойчиво отождествляет себя с мы-группой, вероятность коллективных действий как реакции на несправедливость по отношению к группе достаточно высока, но когда со стороны индивида нет устойчивого отождествления себя с мы-группой, скорее всего, ответом на несправедливость будут индивидуальные действия. Подтверждая первую часть своего утверждения, они обнаружили, что прогностическим фактором участия британских женщин в коллективных действиях женских групп является устойчивость их идентификации как представительниц женского пола.
Исследования говорят о том, что на предпочтение индивидуальной или коллективной реакции оказывают влияние и некоторые другие факторы. Например, любопытное исследование Лалонде и Силвермана (Lalonde & Silverman, 1994), проведенное в Канаде, показывает, что в культурах с небольшой дистанцией по отношению к власти реакция на определенные проявления процессуальной несправедливости зависит от степени замкнутости группы. В ходе этого исследования было обнаружено, что когда присоединение к группе, обладающей высоким статусом, доступно лишь немногим привилегированным членам на основе определенных заслуг (формальное проведение в жизнь принципа десегрегации), люди реагируют на отторжение, прибегая скорее к индивидуальным, чем к коллективным действиям. Уклонение от решения этой проблемы является достаточно редкой реакцией на отторжение.
Райт (Wright, 1997) исследовал поведенческие реакции североамериканских студентов на реформы, проводимые для видимости (Tokenism). Результаты исследования позволили ему сделать вывод о том, что в индивидуалистических культурах люди чаще реагируют на такие реформы коллективными действиями, если принципы справедливости нарушаются достаточно влиятельной группой с непроницаемыми границами, социальное положение которой представляется нестабильным. То есть когда господствующая группа решительно отторгает представителей подчиненной группы, не допуская их проникновения в группу, и при этом ее социальное положение является непрочным, представители подчиненной группы, скорее всего, будут реагировать на это коллективными действиями, в отличие от ситуации, когда можно присоединиться к доминирующей группе или когда ее статус достаточно устойчив. Как и в исследовании Лалонде и Силвермана (Lalonde & Silverman, 1994), если границы господствующей группы не являются непроницаемыми, скорее всего, предпочтение будет отдано таким действиям, как индивидуальный протест, который может увеличить шансы присоединения к доминирующей группе (см. также Wright & Taylor, 1998). Остается невыясненным, характерна ли такая модель реагирования для коллективистских культур, но, вероятно,
Она не столь актуальна в культурах со значительной дистанцией по отношению к власти, по сравнению с культурами, в которых дистанция по отношению к власти невелика, в которой и проводилось данное исследование. Представители групп, обладающих низким социальным статусом, в культурах с большой дистанцией по отношению к власти, возможно, не будут прибегать к коллективным действиям, даже если влияние группы с высоким статусом носит неустойчивый характер, а границы группы проницаемы, поскольку они изначально ощущают достаточно сильный страх возмездия и готовность признать власть доминирующей группы.
Концепция ориентации на социальное доминирование определяет, насколько люди признают иерархию различных социальных групп. Ее учет важен при определении, будет ли группа реагировать на несправедливость (Pratto, Sidanius, Stallworth & Malle, 1994; Sidanius, 1993; Sidanius, Pratto & Rabinowitz, 1994). Речь, в частности, идет о том, что у представителей этнических групп с высоким статусом ориентация на социальное доминирование формирует ощущение превосходства мы-группы. У групп с низким статусом ориентация на социальное доминирование ведет к признанию статус-кво и ощущению неполноценности мы-группы.
Сиданиус и соавторы (Sidanius et al., 1994) подтверждают это предположение, показывая, что у американцев европейского происхождения — группы с высоким социальным статусом — ориентация на социальное доминирование ведет к позитивному восприятию собственной национальной группы, в то время как у представителей национальных меньшинств, обладающих низким социальным статусом, социальное доминирование определяет негативное восприятие собственной группы. В ходе аналогичного исследования Рабиновиц (Rabinowitz, 1999) обнаружил, что американцы европейского происхождения, у которых были низкие показатели ориентации на социальное доминирование, были более расположены к политике изменения существующей социальной системы, чем те, чьи показатели в связи с социальным доминированием были высоки. У представителей национальных меньшинств низкие показатели ориентации на социальное доминирование были однозначно связаны с поддержкой политики, направленной на изменение статус-кво лишь в том случае, когда они считали существующую социальную систему несправедливой.
Хотя ориентация на социальное доминирование является характеристикой, определяющей индивидуальные различия, она близка с параметром дистанции по отношению к власти на уровне культуры. Если такая аналогия правомерна, это говорит о том, что представители групп с высоким статусом в обществе с большой дистанцией по отношению к власти могут менее благосклонно относиться к социальной политике, которая направлена на восстановление справедливости при распределении ресурсов, чем представители групп с высоким статусом в культурах с незначительной дистанцией по отношению к власти. Представители групп с низким статусом в культурах с большой дистанцией по отношению к власти будут расположены к социальной политике, направленной на изменение статус-кво, только если они считают существующее положение дел несправедливым; в ином случае они будут воспринимать такую политику менее благосклонно, чем члены социальных групп с низким статусом в культурах с незначительной дистанцией по отношению к власти.