Оценка культурных факторов

Отдельные культуры, как и отдельные личности, уникальны, нет двух культур, которые были бы точным подобием друг друга. Выходя за пределы простого опи­сания или конкретных гипотез, традиционная наука не слишком хорошо справля­ется с этой уникальностью, предпочитая сосредоточить свое внимание на момен­тах общности, таких как системы классификации. Чтобы изучить влияние культу­ры как предпосылки или независимой переменной, исследователи распределили общества по категориям на основе множества признаков. Общества классифици­ровались в соответствии с моделями проживания (например, патрилокальные, Неолокальные), Культурными ценностями (например, индивидуализм-коллекти­визм по Хофстеде — Hofstede, 1980; автономия-устойчивость, иерархия-господ­ство по Шварцу — Schwartz, 1990) и межличностными отношениями (например, горизонтальные/вертикальные по Триандису — Triandis, 1995). При использова­нии таких классификаций культура может рассматриваться как всеобъемлющая объяснительная схема для множества феноменов или как набор ценностей, норм или установок. В том и в другом случае предполагается, что культура оказывает прямое или опосредованное влияние на поведение (Lonner & Adamopoulos, 1997). Различные системы классификации подвергались критике за то, что носили чрез­мерно общий характер и не принимали во внимание ситуационные переменные. Например, в определенных ситуациях человек может вести себя как индивидуалист (на работе), а в других — как коллективист (в семье), что иллюстрирует важность ситуации. Мацумото и его коллеги (Matsumoto, Weissman, Preston, Brown & Kupper-busch, 1997) учли это обстоятельство, сочетая исследование культуры с исследова­нием ситуации, при оценке поведения индивидов в отношении индивидуализма/ коллективизма в четырех различных социальных контекстах. Подобные тонкости при определении культуры необходимы для более глубокого осмысления того, как культура и конкретные культурные практики влияют на поведение.

Updated: 22.10.2013 — 01:07