Две категории реакций были выделены как Лейнгом и Стефаном (Leung & Stephan, 1998,2000), так и Райтом и Тэйлором (Wright & Taylor, 1998) — открытая реакция на несправедливость и отсутствие открытой реакции. Поведенческая реакция на несправедливость включает четыре этапа. Во-первых, ситуация определяется как несправедливая. На этом этапе человек приходит к выводу, что он заслуживает иного результата […]
Рубрика: Психология и культура
Психологические реакции
Психологические реакции делятся на два основных типа: аффективные и когнитивные. Под аффективными реакциями понимаются положительные и отрицательные эмоции, которые возникают в результате несправедливого обращения. В ходе кросс-культурного исследования психологических реакций на несправедливость было обнаружено, что 25 различным культурам присущ один и тот же набор эмоциональных реакций (Mikula, Scherer & Athenstaedt, 1998). В процессе исследования испытуемые […]
Реакция на несправедливость: Модель понимания реакций на несправедливость
Выше мы рассматривали вопрос о том, какую роль в восприятии несправедливости играют культурные различия. В этом разделе мы рассмотрим, как представители разных культур реагируют на несправедливость. Ощущение несправедливости и те реакции, которые оно вызывает, важны по многим причинам. Например, при исследованиях организационных структур было обнаружено, что ощущение несправедливости влечет за собой низкую производительность труда, воровство, […]
Универсальный характер карающей справедливости
Культуро-специфичные установки и верования могут вести к подавлению непосредственной реакции на несправедливость: Так, в китайской традиции основным понятием, связанным с карающими мерами, является Ьао, Которое представляет собой гораздо более широкое представление о возмездии, чем на Западе (например, Hsu, 1971; Yang, 1957). Китайцы верят, что Ьао Не обязательно случается с теми, кто нанес ущерб, оно может […]
Социальные санкции
Культура определяет, какие действия считаются правонарушением. На основе имеющихся представлений о соблюдении групповых норм индивидуалистическое и коллективистское общество имеют разные точки зрения в отношении правонарушений. В коллективистской культуре важной задачей считается сохранение гармоничных отношений внутри группы и отклонения поведения, которые представляют угрозу для этой гармонии, очевидно, повлекут применение определенных санкций. В индивидуалистическом обществе поведение, которое […]
Карающая справедливость: ощущение справедливости наказания
Чтобы поддерживать порядок в обществе и защищать благосостояние членов группы, нарушения общественного порядка и противоправное поведение должны быть наказуемы. В любом обществе существуют как официальные, так и неписаные законы, призванные удержать людей от правонарушений. Это третья составляющая справедливости, карающая справедливость. Вопрос о ней встает, когда оценивается, в какой мере тот, кто нарушил закон или причинил […]
Дистанция по отношению к власти и межличностные отношения
Взаимосвязь между дистанцией по отношению к власти и справедливостью взаимоотношений была коротко определена Джеймсом (James, 1993): «Культуры, которые признают различия, связанные с властью, заставляют индивидов ожидать несправедливости, считать ее само собой разумеющейся и, следовательно, не испытывать в связи с несправедливостью никакой злобы» (р. 23). Его выводы базируются на исследовании Гудикунста и Тинг-Туми (Gudykunst & Ting-Toomey, […]
Культура и межличностные отношения
Последние исследования показали, что процессуальная справедливость предполагает и аспект, связанный с межличностными отношениями (Bies & Moag, 1986; Tyler & Bies, 1990), который часто определяется как справедливость взаимоотношений (Interactionaljustice). Люди рассчитывают, что в процессе принятия решения к ним будут откоситься с должным вниманием, уважая их чувство собственного достоинства; многие из них хотели бы высказать собственное мнение. […]
Дистанция по отношению к власти и привлечение третьих лиц к разрешению конфликтов
Подходы к разрешению конфликтов нередко предполагают участие третьих лиц, которым может отводиться, например, роль арбитров или посредников. Функции третьих лиц могут быть различными — от консультативной и иной помощи в качестве посредников до принятия окончательного решения и вынесения приговора. Различные культурные группы по-разному подходят к определению роли третьей стороны. Если третьи лица отклоняются от предписанной […]
Культуро-специфичные процедуры разрешения конфликта
Некоторым культурам свойственны специфические формы разрешения конфликтов, малопонятные и даже несправедливые с точки зрения представителей иных культурных групп. Хорошим примером является корейская циклическая структура разрешения конфликта, которая описана Хо и Парком (Cho & Park, 1998); она представляет собой сочетание стремления к сохранению гармонии и конфронтации. Цикл состоит из четырех стадий: выстраивание контекста, сглаживание (Smoothing), Принуждение […]