Рубрика: Психология и культура

Культура и стратегии конфликтного поведения

В разных культурах люди отдают предпочтение разным стратегиям разрешения конфликтов. Основной моделью конфликтного поведения является двумерная. модель, в рамках которой возможны пять основных стратегий разрешения конф­ликта (Pruitt & Carnevale, 1993). Эти пять подходов представляют собой различ­ные сочетания высокой/низкой озабоченности собственными интересами и инте­ресами другой стороны. Сотрудничество — подход, предполагающий как высокий уровень озабоченности собственными интересами, […]

Процессуальная справедливость: представление о справедливой процедуре, культура и предпочтения, связанные с процедурой

Под процессуальной справедливостью понимается справедливость процедуры и процессов принятия решения. Первое исследование в этой области относилось к сфере юриспруденции и было посвящено процедуре разрешения конфликтов (Thibaut & Walker, 1975,1978). Данные этой работы свидетельствуют прежде все­го о том, что люди предпочитают такую процедуру разрешения конфликта, кото­рая позволяет конфликтующим сторонам контролировать процесс, предполагая одновременно, что принятие решения […]

Контекстуальная модель

Достаточно очевидно, что в целом принципу справедливости оказывается большее предпочтение в индивидуалистических культурах, но взаимосвязь культуры и рас­пределения вознаграждения в коллективистских культурах представляется доста­точно сложной и характеризуется множеством ситуационных переменных (James, 1993). Схема индивидуализм-коллективизм не позволяет полностью объяснить эмпирические данные. Для решения этой проблемы Лейиг (Leung, 1997) в каче­стве альтернативы предложил контекстуальную модель; данная модель […]

Выбор норм распределения

Первые работы, касающиеся справедливого распределения, уделяли первоочеред­ное внимание нормам пропорционального распределения. Так, теория справедли­вости (Equity Theory) (Adams, 1963,1965; Homans, 1961) предусматривает соразмер­ность вознаграждения вкладу. Более поздние исследования включают еще два типа норм распределения: нормы распределения на основе принципов равенства и на основании потребностей (например, Deutsch, 1975). Принято считать, что справед­ливость (распределение ресурсов с учетом вклада […]

Обоснованный вклад

Если распределение осуществляется не на основе равенства, то при распределении ресурсов весьма важен подход к оценке адекватного вклада. Среди людей часто возникают разногласия при определении того, какой вклад является основанием Для определенного вознаграждения (Komorita & Leung, 1985), и эта проблема яв­ляется особенно острой в кросс-культурном контексте, поскольку адекватный вклад может по-разному оцениваться в разных культурах. […]

Процессы социального сравнения

Теории справедливого распределения рассматривают процессы социального срав­нения как ключевой момент при вынесении решения о соблюдении справедливо­сти (например, Adams, 1963). Первые теории, касающиеся социального сравнения, начиная с теории Фестингера (Festinger, 1954), предполагали, что люди, вынося суждение о справедливости выделения соответствующей доли при распределении ресурсов, выбирают для сравнения себе подобных. Так, классическое исследова­ние Стауффера и его коллег […]

Справедливое распределение

Принятие решений о справедливом распределении ресурсов зависит главным об­разом от трех моментов. Во-первых, поскольку в основе вынесения суждении о справедливости распределения лежит процесс социального сравнения, индивид Должен определить для’себя референтную группу, которая является базой сравне — Ния при определении размера причитающейся ему доли (например, Adams, 1965). Во-вторых, дли определенного вида ресурсов должны быть выбраны соответству­ющие […]

Трехчастная концепция справедливости

Трехчастная концепция справедливости получила широкое распространение в литературе. Три основных вида справедливости включают: справедливость распре­деления, процессуальную справедливость и карающую справедливость. Справед­ливость распределения связана со справедливым распределением результатов тру­да; под процессуальной справедливостью понимается справедливость процедуры принятия решений; а карающая справедливость предполагает справедливость определения наказания, применимого к правонарушителям. Далее мы рассмотрим влияние культуры на каждый вид справедливости.

Двухступенчатая модель понимания справедливости

Функциональный подход в наиболее радикальном виде предполагает, что основ­ные принципы справедливости кодифицируются в качестве обязательных норм во всех обществах, в которых распределение ресурсов происходит за пределами семьи. Моррис и Лейнг (Leung & Morris, 2001; Morris & Leung, 2000; Morris, Leung, Ames & Lickel, 1999) предложили модель вынесения суждений, касающихся справедли­вости, которая разграничивает абстрактные принципы справедливости […]

Моральные основы справедливости

Сталкиваясь с проблемой морального выбора, люди могут обращаться к абстракт­ным принципам справедливости. В новаторской работе Колберга (Kohlberg, 1981) о нравственном мышлении рассматривается, как человек реагирует на дилемму, которая предполагает конфликт между нормами справедливости и иными соци­альными нормами, например требованием ответить услугой на услугу или подчине­нием определенным общественным условностям. Обращаясь к теории когнитив­ного развития Пиаже, Колберг […]