Как и кросс-культурные исследования в других областях психологии, исследования нравственного развития в контексте культуры продолжают считаться второстепенными, а многие исследователи традиционного направления недооценивают их важность. И все же есть признаки перемен. Пройдя этап, связанный с исследованиями в русле теорий Пиаже и Колберга, исследования нравственности, личности и культуры вступили в новую фазу и стали более восприимчивыми к экологи-* ческим факторам, а также более богатыми в теоретическом плане. Преодолевая ограниченность ряда прежних теоретических моделей, исследования в данной сфере выявляют качественные различия нравственных принципов в разных культурах, которые говорят об общности проблем, связанных со справедливостью, отношениями в обществе и духовными ориентирами. Исследователи работают также над созданием тонких функциональных подходов к культуре, принимающих во
Внимание проблемы доминирования, аффекта и культурных практик. Не склоняясь ни к релятивизму в его крайних проявлениях, ни к восприятию личности как пассивно воспринимающей существующие представления, исследователи культуры и нравственного развития указывают путь для осмысления такой точки зрения на нравственность, согласно которой личность находится под влиянием связанных с культурой идей и практик и одновременно представляет собой активный фактор.