А потом наступает пора выбора тактики и Маневров, Именно это и есть самое сложное.
Сунь Цзы. Искусство войны, глава 7, стшЗ
Поставить перед собой цель — это одно, достичь ее — совсем иное. Как подступиться к разработке, а затем апробации универсальных теорий социального поведения? Здесь мы должны обрести мастерство и приобрести знания, которые помогут заложить фундамент для осуществления этой необходимой в сфере кросс-культурной психологии работы. В этом отношении существуют весьма полезные источники, которые касаются методологических аспектов кросс-культурных исследований (Brislin, Lonncr & Thorndike, 1973; Van de Vijver & Leung, 1997) и содержат современную информационную базу по кросс-культурной социальной психологии (Smith &Bond, 1998).
Что касается мотивации, которая заставляет вступать в борьбу с фрустрациями, неопределенностью и требованиями, которые предъявляет практика кросс-культурной социальной психологии, это скорее вопрос личного свойства. Любознательность и толерантность к неопределенности связаны с готовностью прибегнуть к помощи опыта, так же как жизнь в чужой культуре ежедневно заставляет удивляться, а порой и испытывать досаду (Bond, 1997). Здесь важна и способность рискнуть своей карьерой, поскольку кросс-культурные исследования требуют гораздо больше времени на подготовку и осуществление, нежели исследования монокультурного характера (Gabrenya, 1988).
Если перейти к более оптимистичному тону, то можно вспомнить, что мы живем в век культурного многообразия. В то время, когда мы пишем эти строки, многие страны отмечают 50-ю годовщину Декларации прав человека. Все более глубокая озабоченность правами человека включает в себя и защиту культурной самобытности, и заинтересованность в сохранении и интеграции нашего разнообразного наследия. Мы верим, что кросс-культурная социальная психология имеет большое будущее, поскольку все большее значение придается принадлежности к определенной культуре и гармонии отношений между разными культурами. Однако это требует немедленного совершенствования наших теоретических подходов и апробации новых теорий, чтобы в этом многоголосье наш голос был услышан.
Поэтому Говорится: если Ты знаешь Врага и знаешь Себя.
Тебе не страшна и сотня битв.
Если ты знаешь себя, но не знаешь врага,
За победой будет следовать поражение.
Если не знаешь ни его, ни себя,
Ты не устоишь ни в одном бою.
Супь Цзы. Искусство войны, глава 3, стих 18
Примечание
Мы выражаем благодарность Дову Коэну и Дэвиду Мацумото, чьи комментарии к первому варианту данной главы помогли нам сделать ее более удобочитаемой, точной и глубже раскрыть тему.