Обычно в общественном сознании представления об истории семьи и развитии семейных отношений сводятся к набору простых закономерностей, суть которых такова:
□ раньше семья была больше, теперь она стала меньше;
□ раньше семья была стабильной;
□ прежде власть принадлежала в семье мужчине, и это обеспечивало порядок в доме;
□ раньше семья была дружнее, т. к. жили вместе представители нескольких поколений.
С этими утверждениями трудно не согласиться, однако возникают сомнения по поводу простоты этих закономерностей.
Сомнения связаны с тем, что всегда и везде были разные семьи. Пойдем по порядку поступления обозначенных заявлений.
□ Размеры семьи известны разные. Но прежде всего, что понимать под размерами семьи. Возьмем за отправное — количество детей в семье. Встречались царские, королевские семьи, в которых было мало детей, а то и вовсе — единственный наследник. Вспомним хотя бы народные
33
Сказки, в которых распространены описания семей, имевших 2—3 детей, иногда 1. В крестьянских семьях, семьях небогатых людей тоже были разные варианты детности. Вспомним пушкинскую «Барышню-крестьянку», «Станционного смотрителя» и те же сказки. В крестьянских семьях действительно могло рождаться немало детей, но к периоду взрослости из-за высокой смертности в живых оставалось 3—4, 5 детей.
□ Стабильность семьи также не может выступать в качестве однозначно устойчивого показателя. Развод известен и в древние времена. Его «варианты» в виде побегов из домашней среды, интриг и расправ с опостылевшими домочадцами хорошо описаны в художественной и исторической литературе. Память легко извлечет на свет факты таких «громких» разводов, как между Наполеоном и Жозефиной, принцем Чарльзом и принцессой Дианой и др.
□ Представления о тотальной власти и идеологии мужчин в семье также имеют противоречивые свидетельства. Литературные образы Кабанихи, Простаковой никак не тянут на покорных женщин.
□ Многопоколенность семьи вовсе автоматически не означает ее сплоченность и дружественную атмосферу. Кроме того, в прошлом известно немало случаев и нуклеарных семей. К тому же требуется определиться в этой «многопоколенности». Нередко в состав семьи включали весьма далеких, но бездетных или неимущих родственников, которые не только не встречали любви в семье, где они вынуждены были проживать, но и приветливости. Иногда в семьях проживали странницы, приживалки и пр., которые к кровным родственникам не принадлежали. Распад многопоколенных семей в нынешнюю историческую эпоху может свидетельствовать не об отсутствии дружелюбия и семейной близости, а о «метражных» проблемах. Где там в 9-метровой коммуналке до проживания прародителей, супругов и их детей, а также ближайших родственников.
Приведем обзор метафорических представлений о семье, предложенных современными молодыми людьми:
34
• это город, который нам предстоит построить и сохранить;
• попытка людей жить правильно;
• психологически замкнутый круг;
• едущий поезд с вынужденными или запланированными остановками, на которых выходят и входят разные люди;
• веник, который трудно сломать;
• четыре ножки стола, объединенных общей столешницей;
• гавань, где тебя ждут;
• моя тень в солнечный день;
• красивый букет;
• ванна, наполненная теплой водой и обильной мягкой пеной;
• гнездо ласточки;
• социальный институт-инкубатор;
• дом из конструктора: 1. прятаться бесполезно, 2. защита относительна, 3. детали все время те же, а дом — меняется;
• грибница опят;
• семья — это малое предприятие, работающее по госзаказу и предоставляющее государству силу и солдат;
• те люди, с которыми хорошо по жизни;
• молекула;
• произведение искусства среди/из кучи металлолома;
• оркестр, играющий одну музыку;
• раковина;
• это крыша, которая защищает от бурь и непогоды;
• то, в чем каждый пытается найти защиту от одиночества;
• круг, вписанный в многоугольник;
• солнечная гавань в океане жизни;
• улыбающиеся и ждущие, пушистые домашние тапочки;
• сыр да масло в масленке. Был бы хлеб. Плохо, если кончится сыр, а масло останется — бутерброда не получится.
• две разные планеты, но имеющие общую атмосферу;
• горошины в стручке;
• дерево в саду;
• зонтик, который защищает от дождя;
• моя крепость;
• маленькая вселенная.
В приведенных метафорических характеристиках заложены и выявились такие аспекты семейных отношений, как целостность
35
(интеграция-объединение), эмоциональная близость, защищенность, определенность, эстетичность, опасность утраты, ответственность, социальная необходимость.
Интересны результаты исследования представлений современных подростков (10-й класс) об идеальной, типичной, конфликтной и старинной русской семье, проведенного калининградским психологом С. В. Овчинниковой. В качестве основной методики исследования был использован проективный рисунок семьи.
После выполнения рисунков школьникам предлагалось ответить на вопросы стандартизованного интервью:
А) Кто глава семьи?
Б) Чем занимается каждый член семьи?
В) Кем вы хотели бы быть в данной семье?
Г) Кем бы вы точно быть не хотели?
Д) Как в этой семье принято воспитывать детей?
Е) К кому дети ближе: к отцу, к матери, к бабушке, дедушке, друг к другу?
Ж) В чем проблемы детей?
Результаты исследования представлений
об идеальной и конфликтной семье у подростков
Полученные исследовательницей результаты по образу идеальной семьи в сознании подростков представляют три условные группы. Первую составили изображения, на которых структуру семьи можно обозначить как «Муж, жена и дети», т. е. в них достаточно четко просматривается пространственная близость супругов, можно выделить супружескую субсистему семьи.
В качественном отношении доля таких рисунков оказалась преобладающей (55%). В то же время лишь в двух вариантах появилась своеобразная дистанция между супругами и детьми, обозначенная соответствующим взаимодействием (см. рис. 1).
Рис. 1
В большинстве же рисунков идеальная семья — это «все вместе», включая иногда
36
Бабушек и дедушек (рис. 2).
Рис. 2
Интересно, что на этом рисунке дистанция между супругами, а также супругами и детьми приблизительно одинакова.
Во второй группе рисунков «идеальной» семьи взаимодействие и расстояние между фигурами заметно различается, однако в этих случаях объединяются не супруги, а родитель — ребенок, как это сделано на рис. 3.
Третью группу рисунков (20%) составили те, на которых структура семьи выглядит следующим образом: «Муж — Дети — Жена». Она получилась очень наглядной у автора рис. 4.
Стоит напомнить, что именно эта структура является для нас традиционной, нашедшей свое отражение в старинном русском быте, языческих верованиях и православии, а позднее в структуре семьи советских десятилетий. В это время ее особенностью стало главенство женщины, на которую фактически легла и ответственность за семью. В связи с этим интересно отметить происходящие изменения.
В. Н. Дружинин, указывая на происходящие в социально-экономической жизни страны изменения, предположил, что и в ближайшей перспективе главой семьи будет оставаться женщина, а муж приобретет больше ответственности за семью, получив, в частности, возможность обеспечивать ее материально. Однако такое разделение власти и ответственности кажется противоречивым и недостаточно реалистичным.
По-видимому, передача властных функций из рук матери в руки отца не противоречит установкам, складывающимся у подростков. 5% десятиклассников высказались за главенство жены, 30% — за равноправие и 65% — за главенство мужа.
По-другому оценивается подростками и распределение функций в семье. 60% опрошенных подростков считают, что мать в
37
Идеальной семье тоже работает, но часто указывается, что «меньше, чем муж». 40% подростков полагают, что жена должна выполнять роль домохозяйки.
Рис. 3 |
Рис. 4 |
Видимо, представления школьников отражают в определенной степени те изменения, которые происходят в их реальных, конкретных семьях. Кроме того, они, естественно, являются реакцией на накопленный семьей позитивный и негативный опыт. В связи с этим интересны ответы на вопрос: «Кем хочешь быть в данной (идеальной) семье?» Оказалось, что две трети подростков выбирают взрослые роли, соответствующие полу. Одна треть — роль ребенка. В то же время другую треть, именно 1/3 старшеклассников, данная роль не устраивает. Если главой в идеальной семье не пожелали быть 10% мальчиков (ответственность им не нужна), то ребенком не пожелали быть уже 35%.
Говоря об идеальном воспитании, подростки высказали следующие предпочтения: ласково, с любовью, доверять, строго, но не ограничивая радости жизни, уважая, проявляя понимание, без крика и телесных наказаний. Можно предположить, что именно этих перечисленных позитивов как раз и не хватает реальной современной семье.
Конфликтная семья отличается в представлениях школьников от идеальной по нескольким признакам. Во-первых, существенно увеличивается число изображений, на которых лишь двое взрослых, дети отсутствуют. Лишь одна идеальная семья состояла из двух взрослых, без детей. Из сорока рисунков конфликтных
38
Семей таких уже 25%. Сравним рисунки одного из авторов. (См. рис. 5, 6).
Рис. 5 |
Рис. 6 |
Существенным отличием конфликтной семьи от идеальной становится увеличение дистанции между супругами. Типичным примером можно считать рисунки 7—8, выполненные также одним автором.
В представлениях о конфликтной семье изменяется мнение о главе семьи. В 40% случаев главой полагают мать. В 35% — отца. Появляются ответы «никто» и «кто хочет».
Распределение функций также становится иным. В конфликтной семье отца видят неработающим почти так же часто, как работающим. Мать чаще представляется как работающая, чем в роли домохозяйки.
Своя роль в конфликтующей семье также рассматривается по-другому. На вопрос: «Кем хочешь быть в данной семье?» — самый распространенный ответ «Никем». Другой частый вариант: «Хотел бы быть главой семьи и все поправить».
Основным средством воспитания в конфликтной семье является, с точки зрения подростков, насилие («палка», «кулак», «ремнем», «криком», «воплем», «побои»). Могут даже «никак не воспитывать», потому что «наплевать».
Согласно представлениям подростков, в конфликтной семье дети ближе друг к другу, чем к родителям, часто — ни к
39
Кому или не к членам семьи. Такие дети «замкнуты», «боятся что-либо рассказать», «брошены на произвол судьбы» и в то же время «не имеют самостоятельности», отличаются плохим поведением, испорченными отношениями с друзьями и окружающими. Таким образом, если обобщить «портрет» ребенка из конфликтной семьи, он является весьма реалистичным, распространенным и легко узнаваемым.
Рис. 7 |
Рис. 8 |
Сравнивая представления подростков об идеальной и конфликтной семье, можно отметить следующее:
Подростки обладают достаточно дифференцированными представлениями о семье, которые отличаются от соответствующих представлений у взрослых.
Структура семьи в представлениях подростков в 60% случаев выглядит как «Муж — Жена — Дети» и лишь в 40% — более традиционно: «Муж — Дети — Жена».
Подростки склонны вопрос о главенстве в семье заменять положением о равенстве. Однако они достаточно часто принимают вариант главенства мужа. Представления школьников отражают изменяющуюся социально-экономическую реальность: в 65% случаев главой семьи, ответственным за ее дела должен, по их мнению, становиться мужчина.
В идеальной семье ее члены, как правило, пространственно очень близки друг к другу, дистанция не дифференцирована, слабо выделяются детская и супружеская субсистемы. В этом, по-видимому, обнаруживаются культурологические стереотипы русской
40
Семьи: отсутствие сепарации между членами семьи, семья как единая система взаимосвязанных близких людей.
Рис. 9
Представления о внутрисемейных дистанциях связаны скорее с образом конфликтной семьи, что может отрицательно сказываться на поведении в реальной семейной жизни.
Сравнение представлений подростков о традиционной русской и современной семье.
Рис. 10
41
Рис. 11
Представления о старинной русской и современной семье также изучались с помощью рисунков и стандартизованного интервью.
Изображения традиционной русской семьи отличает выраженная однородность, одинаковость рисунков. В подавляющем большинстве четко обозначен социальный статус: это либо деревенская, либо дворянская семья. Важным отличительным признаком служит многодетность, часто гипертрофированная (см. рис. 9).
Приведенный рисунок интересен также тем, что здесь семья как условное целое более четко разделяется на две части — детскую и родительскую. Эта тенденция нашла отражение примерно в 30% рисунков и хорошо представлена пространственно на рис. 10.
На помещенных здесь рисунках может быть отмечен как интересный еще и такой момент. Школьники изображают, как правило, большую семью, лишь в шести случаях из сорока на рисунке присутствует один ребенок. В то же время лишь в двух случаях нашел отражение сложный характер традиционной русской семьи, которая включала не только детей и родителей, но и старшее поколение, других родственников.
42
Рис. 12
Любопытна в связи с этим идея автора рисунка 11, где старшее поколение служит как бы фоном и не ясно — живые люди или портреты?
Приведенный рисунок соответствует схеме, которая, как уже отмечалось, полагается традиционной для русской семьи: «Муж — Дети — Жена». Однако такая схема прослеживается лишь в 15% изображений, т. е. реже, чем в представлениях об идеальной семье.
Можно предполагать, что представления подростков об истории семьи, традиционной русской семье достаточно схематичны и опираются в основном на два содержательных признака — многодетность и высокий удельный вес бытовых функций (жена на рисунках часто готовит, дети за столом, у мужа в руках какое-либо орудие труда).
С другой стороны, представления о традиционной русской семье отличаются очень четким решением вопроса о распределении властных функций. Ни один подросток не назвал главой традиционной семьи мать. В 15% случаев главенство отдано деду. В 85% ответов — отцу. Трудно сказать, насколько точно это отражает историческую реальность. Но определенно может свидетельствовать о потребностях сегодняшнего дня, указывая направление, по которому могут постепенно изменяться современные семьи.
В традиционной семье, по мнению подростков, отец не только главенствует, но и обеспечивает семью, мать ведет домашнее хозяйство. При этом роль отца оказалась слишком сложной («не хотел бы быть») — 30% ответивших мальчиков, роль жены — 20% ответивших девочек, а ребенком не захотели бы быть 25% школьников.
К основным методам воспитания отнесены дисциплина, строгость и палка. Лишь в двух случаях из сорока названы противоположные
43
Рис. 13
Средства (например, ласка). Проблемы детей, по мнению старшеклассников, также в основном связаны с методами воспитания: «нет права голоса в семье», «тумаки», «родители ими не занимаются». Как видим, эмоциональный оттенок представлений о традиционной семье и воспитании в ней можно оценивать скорее как негативный.
В рисунках подростков наиболее интересны варианты «типичной современной семьи». В инструкции перед выполнением задания указывалось также, что можно изобразить в качестве современной типичной свою собственную семью.
Количественная обработка результатов показывает, что лишь в шестой части рисунков фигуры родителей приближены друг к другу, образуя особую подсистему (см. рис. 12).
В десятой части рисунков мать приближена к детям (см. рис. 13). Во всех остальных случаях (около 70% рисунков) дистанция между членами семьи достаточно велика (рис. 14). Кроме того, иерархия в этих семьях остается в подавляющем большинстве случаев не совсем ясной.
Ответы на вопросы стандартизированного интервью показывают, что в 60% случаев главой семьи все же признается отец, в 20% случаев — мать и только в 10% — «равные права». В семьях школьников 10-го класса гимназии оказалось 95% работающих отцов и более 30% матерей-домохозяек.
44
Рис. 14
Роль ребенка кажется предпочтительней примерно в 40% случаев, а отвергается в равной доле со взрослыми ролями — по 15% ответов «не хотел бы быть» матерью, отцом, сыном или дочерью.
Воспитание в современной семье трудно свести к одному знаменателю.
В 20% случаев отмечены строгость, но в 10% — наоборот — «не строго», с одной стороны, «полностью доверяют», с другой — «разрешают, но приглядывают», в некоторых случаях — «не балуют, но любят», «не распускают, но не ущемляют свободы», в иных — «ссорятся, сваливают вину».
Одной из самых серьезных проблем названо непонимание (25% ответов), далее идут непослушание (10%) и конфликты (5%). 10% старшеклассников ставят в вину родителям то, что «не научили самостоятельно жить».
В случаях затруднений, указывают подростки, чаще обращаются к матери. Вообще по степени близости к ребенку первой в семье идет мать (60%), затем отец (35%), бабушка занимает третью позицию (20%), и только затем отмечается близость детей друг к другу (15%).
Таким образом, сравнивая представления о традиционной русской семье и ее современных вариантах, можно отметить несколько существенных моментов.
45
Представления подростков о старинной русской семье достаточно схематичны и опираются в основном на два содержательных признака — многодетность и высокий удельный вес бытовых функций.
С другой стороны, представления о традиционной семье содержат аспект четкого разделения обязанностей и власти. Отец — глава семьи, обеспечивает ее. Мать ведет домашнее хозяйство. Дети чаще образуют отдельную группу (субсистему).
Эмоциональный оттенок представлений о традиционной семье можно оценивать как негативный, особенно в вопросах воспитания («строгость и палка», «нет права голоса в семье»).
Представления о современной семье более вариативны, и отношение к ней более позитивно.
В качестве одного из вариантов, одной из условных моделей можно выделить семью, соответствующую схеме «Муж и Жена — Дети» (такие рисунки составили 1/6 часть). Второй вариант «Муж — Жена и Дети» (около 1/10 части изображений).
Наибольшую по количеству долю (70%) составил «дистанцированный» вариант семьи (фигуры разделены пространственно, а взаимодействие между ними никак не обозначено). В какой-то мере этот вариант изображений можно оценивать и как «хаотичный» («каждый занимается своим делом», «каждый сам по себе»). Иерархия в таких семьях остается неясной. Можно предполагать, что в некоторых случаях мать главенствует в доме, дети ближе к ней, но в семье более важная роль отводится отцу, который семью обеспечивает.
Воспитание в современной семье получило много противоположных оценок и характеристик.
Таким образом, представления об исторических и современных моделях содержат как общие элементы, обеспечивающие преемственность, так и специфические, позволяющие дифференцировать семьи, находящиеся на различных эволюционных ступенях.