В конце V века н. э. Западная Римская империя была завоевана северными племенами варваров (476 г.). Слово «варвар» употреблялось древними римлянами и греками по отношению ко всем чужеземцам, к любому человеку, не принадлежащему к их культуре. Эти племена постоянно вторгались и потрясали Римскую империю на протяжении IV и V веков. Соответственно каждое племя приносило свои представления о браке, свои брачные обряды.
Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность как мужа, так и жены строго карались моралью и законом. Франкские же племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует в целом ради семьи, ради экономического и сексуального удобства.
После падения Западной Римской империи началась эпоха, получившая впоследствии название «средние века» или «средневековье».
Переход от племенной к национальной общности длился несколько веков. По мере усиления королевской власти феодальные племенные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов. Стали возможны браки, основанные на добровольном союзе супругов. Одновременно появилась и более либеральная точка зрения на брак, несмотря на то что церковь по-прежнему оставалась на раннехристианской позиции и в каждой женщине, дочери Евы, видела олицетворение злого начала.
В конце раннего средневековья появилось новое романтическое направление. Изысканная, или рыцарская любовь усилиями трубадуров Южной Франции, популяризировавших ее в своих произведениях, получила распространение при королевских дворах Англии, Франции, Германии. Кодекс рыцарской любви был везде одинаков и изыскан: целомудренную, прекрасную и обычно недосягаемую знатную даму боготворил, сгорая от любви, столь же благородный, галантный и отважный рыцарь. Принципы рыцарской любви воплотились в таких средневековых произведениях, как аллегорическая «Легенда о розе», и в истории жизни французского философа, богослова, поэта Пьера Абеляра (1079—1142) и его возлюбленной Элоизы.
Абеляр и Элоиза пренебрегли церковными законами, за что были жестоко наказаны. Абеляра постригли в монахи, вслед за ним ушла в монастырь и Элоиза. Однако в течение всей своей жизни они обменивались страстными письмами. Эта многолетняя любовная корреспонденция продолжала поддерживать неугасимый огонь их трагической любви.
Вдохновляемые подобными историями, представители рыцарских и придворных кругов идеализировали и романтизировали войну и женщин. Зачастую они вообще объединяли их воедино, считая, что благородные подвиги свершаются ими исключительно во славу прекрасной дамы. При этом выше всего среди рыцарей почитались бескорыстная верность, доблесть, справедливость и воздержание, тем более что возлюбленная обычно была замужем, а потому недосягаема. Неотъемлемой частью рыцарского кодекса считались христианские добродетели, проповедь христианства и борьба с мусульманством.
В ту же эпоху романтическое отношение к женщине подвергалось нападкам многих ученых. Например, философ и теолог Фома Аквинский (1225—1274), сочинения которого оказали большое влияние на умы средневековой Европы, адаптируя ранние сочинения Аристотеля, рассматривал женщину всего лишь как испорченный вариант мужчины. Соответственно он полагал, что детей следует воспитывать в большем почтении к отцу, нежели к матери, а женам наказывал обеспечивать мужей чистой одеждой, согревать их хорошим огнем в очаге, мыть им ноги, следить за чулками и обувью, готовить вкусную еду и напитки, уделять много внимания, готовить удобную постель с белыми простынями, ночной колпак и меховые покрывала, а также доставлять другие радости, сокровенные и тайные удовольствия.