Используя другие психологические подходы, можно видеть иные формы страха. Фриц Риман исходит из того, что «основные формы страха взаимосвязаны с нашим самочувствием в этом мире и с нашей напряженной распределенностью между двумя большими антиномиями, которые мы переживаем в их неразрывной противоположности и повторяемости» [Риман Ф., 1998, с. 17]. Эти антиномии, как пишет Риман, во-первых, противоречие между стремлениями каждого человека и к самостоятельности, и, напротив, к приобщению к другим сообществам: семье, социуму, нации. Во-вторых — это противостояние стремлений к постоянству и устойчивости и вместе с тем к изменениям и переменам.
Исходя из этого, Ф. Риман обсуждает следующие 4 формы страха.
«1. Страх перед самоотвержением, переживаемым как утрата "Я" и зависимость.
2. Страх перед самостановлением (стагнацией "Я"), переживаемым как беззащитность и изоляция.
3. Страх перед изменением, переживаемым как изменчивость и неуверенность.
4. Страх перед необходимостью, переживаемым как окончательность и несвобода» [там же, с. 24].
Наиболее интересно в концепции Ф. Римана то, что он наделяет каждый из четырех базовых типов личности (описанных классической патопсихологией и психиатрией) одной из четырех форм страха. Однако, может быть, любой читатель его книги «Основные формы страха» вспомнит, что в разное время переживал страх то одного, то другого, а может быть, третьего или четвертого типа.
Ниже процитирую фрагменты этой книги, чтобы привлечь к ней внимание; чтение ее создает полезный психотерапевтический эффект и избавление от страхов и беспокойств.
1. У человека с шизоидной личностью «стремления направлены прежде всего на сохранение независимости и самоудовлетворения (автаркию, autark). Быть независимым, не нуждаться ни в чьей помощи, не быть никому обязанным имеет для него решающее значение. Поэтому он дистанцируется от других людей, не позволяет приближаться к себе, стремится к ограничению.
Нарушение этой дистанции расценивается как опасность для его независимости и целостности его личности и вследствие этого, пресекается. Так развивается типичный для шизоидной личности страх перед близостью в межчеловеческих связях» [там же, с. 33].
2. У депрессивных личностей преобладает стремление к доверительным близким контактам, страстное желание любить и быть любимым, соотнесение своей сущности и своего поведения с мерками и масштабами человеческого сообщества. В их любви превалирует желание сделать любимого человека счастливым [там же, с. 95]. «Что сделать, чтобы избежать мучительного разрыва и уйти от страха утраты? Единственный способ состоит в развитии такой степени самостоятельности и независимости, чтобы полностью освободиться от партнера. Но именно это очень тяжело для депрессивных личностей, у которых ослабление тесного контакта с другими тот час же освобождает страх утраты… в различных его внешних проявлениях — страх перед изолирующим дистанцированием, беззащитностью и одиночеством, страх быть покинутым» [там же, с. 96-97].
3. Как третий тип, Фриц Риман рассматривает личности с на-вязчивостями. Общим следствием такой склонности является стремление все оставить по-прежнему… Когда что-либо изменяется, они расстраиваются, становятся беспокойными, испытывают страх, пытаются отделываться от изменений, уменьшить или ограничить их, а если они происходят — помешать им или преодолеть их [там же, с. 166-167]. Страх таких личностей может быть, как пишет Риман, скрытым, латентным: «Некоторые люди с навязчивыми расстройствами, имея полные шкафы одежды, носят исключительно старые веши, создавая тем самым "резервы", у них "сердце болит", если они вынуждены надевать новое, и они носят старомодную, проеденную молью одежду», и при этом «все, что движется к окончанию, напоминает им о преходящем и в конечном счете о смерти» [там же, с. 168]. 4. Четвертый тип, как пишет Ф. Риман, «истерические личности. Они явно стремятся к переменам и свободе, жаждут всего нового и рискованного, перед ними открыты шансы и возможности будущего. Они боятся всяких ограничений, традиций, закономерностей и порядка… Латинская поговорка "carpediem" … — "пользуйся случаем", быть может, больше всего для них подходит. Прошлое прошло, и не интересует их более; будущее есть поле для возможного, однако они, по существу, ничего не планируют, т. к. это было бы связано с традициями и установками [там же, с. 241]. Пунктуальность, планирование своего времени и его распределение для них тягостны и непереносимы; они нередко расценивают эти качества у других людей как мелочность… Лица с истерическим развитием не хотят отказываться от своих установок, стремятся как можно дольше считаться детьми, которые не имеют никаких обязанностей, стремятся удержать молодость и не нести ответственности за те изменения, которые они вносят в окружающий мир или во взаимоотношения с другими [там же, с. 249].
Собственно говоря, страх этих людей перед необходимостью и окончательностью неосознан. Он заменяется часто встречающимся у них страхом открытых улиц и площадей (агорафобия), а так же страхом замкнутых пространств (клаустрофобия). Так же часто встречается страх перед животными. Эти страхи являются переносом основного страха на второстепенное и безобидное, прежде всего из соображений избегания и предотвращения [там же, с. 250-251].
На основании многолетней психоаналитической практики Фриц Риман отмечает, что у истерических личностей «проецирование на других собственного чувства вины в форме упреков может достичь такой степени, что они начинают верить в виновность другого человека… Все это вызывает подспудное чувство неуверенности и неопределенный страх, что в некоторых случаях выражается в поисках роли, защищающей от последствий своих действий и реальности. Часто это "бегство в болезнь"» [там же, с. 253].
Как психоаналитик, Риман находит целесообразным для избавлений от всех отмеченных им форм страха в лечебном погружении в воспоминания о детстве и в переработке залежей памяти о нем.
В завершение этого раздела вспомним о разнообразии ощущений и переживаний страхов, тревог и опасений. Есть множество подходов к пониманию их сущности и поисков избавления от этих чаще неприятных чувств. Но надо помнить об оберегающем назначении ужасов и тревог [Мэй Р, 2001]