Криминальное «расщепление» радости общения

Концепция стрессового «расщепления эмоций» полезна для по­нимания психологии некоторых мошенничеств, эксплуатирующих доверчивость. Есть квартирные мошенники, которые под видом социальных работников приходят к стареньким бабушкам, к инва­лидам и реально ухаживают за ними. Готовят пищу, пьют с ними чай, общаясь с неподдельной душевностью. Потом, заботливо прибирая старушкину квартиру, находят и крадут ее ценности. Сходные мошенничества происходят в поездах дальнего следова­ния. Во время «поездных знакомств» у многих людей происходит снятие психологических защит, барьеров общения. Непрерывно находясь рядом, случайные попутчики, как бы душевно сближа­ясь, могут удовлетворять сокровенное желание простаков, безот­ветственно излить все затаенное в душе. Мошенник создает почти пеальную душевную близость с намеченной жертвой, ослабляет ее бдительность и обкрадывает.

Во время таких мошенничеств их исполнители, конечно, на­ходятся в состоянии бодрого профессионального напряжения. У них эустресс (приятный стресс) творчества и вдохновения. Экстремально мобилизуется способность к внушению (суггестия), к завоеванию сочувственного понимания (эмпатия). Общение мошенников с будущей жертвой украшено искренними эмоциями сопереживания и дружбы. Без реальности этих чувств невозг можна действенная их демонстрация. Но одновременно с этими социально-психологическими процессами в умах мошенников выстраиваются схемы преступных действий, также воодушев­ленные эустрессовой радостью. Радостью предстоящей «победы» над жертвой. Итак, эустресс, вдохновение таких мошенников начинены двумя, казалось бы взаимоисключающими, эмоциями: радостью дружбы и сладостью жажды жестокой победы над «другом».

Способность на такие преступления уже в XIX в. диагностиро­валась как психопатия (болезнь души). Психопаты были изгоями порядочного общества. Причинами психопатий предполагались пороки воспитания и наследственная ущербность характера, бо­лезненно компенсируемая склонностью к правонарушениям.

Как же угнездились в морали психопата удовлетворение дружбой и предательство? Обворованные люди — это жертвы «переноса» на сегодня безвинных людей мести виновникам прошлых несчастий мошенника. Не обходится и без ощуще­ния трепетной мести себе самому: «Негодяи сделали меня не­годяем, — пусть я им буду назло им!». Садомазохизм — удел психопатов-мошенников.

При большой жизненной энергии, авантюризме и способности к комбинаторике психопаты-мошенники могут делать своими жертвами не только многих людей, но и государственные и част­ные организации. Создателей «финансовых пирамид», годами увлеченно обманывающих тысячи людей, можно с уверенностью диагностировать как психопатов, выпускающих свои таланты на «защиту» себя от собственных болезненных психологических комплексов.

Психопат-преступник «государственного масштаба» мошен­ничает часто не корысти ради, а играя, когда на кону богатства, женщины, социальный статус и (обязательно!) крапленая карта его садомазохизма. Всякий успех такого лидера-психопата — его сигнал своей навсегда ущемленной душе о якобы возвышающей его над самим собой победе и о будто бы мести врагам, встречавшимся в его несчастной прошлой жизни, доныне унижающей его. Логика его действий часто совсем непонятна, необъяснима нормальным людям. А если психопат-мошенник стал властным ли­дером национального масштаба, то интеллектуалы через средства массовой информации будут строить все новые и новые пояснения «логичности» и «мудрости» его харизматических деяний, чтобы не замечать их очевидный, явный вред.

Но совсем не психопаты этнические мошенники. В некото­рых кочующих этносах, у многих народов Центральной Азии и Дальнего Востока традиционно считается: «Если не обманул чужака, то ты — слабак!». Этот ксенофобический синдром — архаическая защита от ассимиляции, это еще и тестирование чужака. Введенный кражей в стресс, чужак проявит свою опас­ность — боевитость и способность к противодействию.

* * *

Эмоции, которые субъект, переживающий их как противопо­ложные, взаимоисключающие, многие исследователи издавна рассматривали как униполярные, но при необходимости взаимо-заменяющие, а не биполярные [Фаивышевский В. А., 1978, Carver C. S., Scheier M. F., 1990; Chang Е. С., 2000; Watson D., Clark D., Vaidya J., Tellegen A., 1999 и др.]. С этих позиций можно предпо­ложить, что экстремальные, опасные обстоятельства мобилизуют («на всякий случай») обе формы униполярной диады эмоциональ­ных переживаний («мало ли, какая пригодится!»). Возможны и другие логические обоснования феномена «расщепления-удвоения» эмоций.

Updated: 07.01.2014 — 00:44