Стресс умирания. Стрессовый кризис четвертого ранга

Умирание — особое состояние живых существ, мало изучен­ное, окутанное тайнами и мифами, почти всегда трагическое. Переход от жизни через смерть к небытию (либо в мир иной) сопровождается предсмертными эмоциями и особым поведением умирающих, если это не мгновенная, не неожиданная гибель. Между жизнью и смертью человек переживает завершающий стрессовый кризис (четвертого ранга).

Можно ли распространить дифференциацию стрессовых эмо­ций и поведения(активности, пассивности и конструктивности) на стресс смерти? Это возможно. Мучительную, мятущуюся смерть человека с эмоциями ужаса, страдания, мольбы можно рассматривать как активное (даже гиперактивное) поведение при стрессе умирания. Смерть засыпающего во сне — это пассивная форма гибельного стресса. А «благостную» — безболезненную, спокойную кончину человека, попрощавшегося с окружившими его родными и близкими, можно расценивать как конструктивный последний стресс (может быть, даже эустресс?). Для подтверж­дения таких взглядов на стресс смерти нужны обширные обстоя­тельные исследования с обобщением уже имеющихся научных данных, с получением недостающих и проверкой сомнительных представлений о смерти, но уже сейчас можно утверждать, что на переживания умирающего влияют:

1) внутренние физиологические предсмертные преобразования в его организме и влияния продолжающегося общения с окру­жающими людьми. Об этом мы кратко расскажем;

2) эсхатологические представления и установки человека, находя­щегося при смерти. Отношениям к смерти у разных народов в разные исторические эпохи посвящено множество исторических исследований [Арьес Ф., 1992; Демидов А. Б., 2000, РязанцевС, 2005; Вагин И., 2001; Пэриш-Хара К. У., 2002 и др.]. Я проводил опросы людей, профессионально присутствующих при кончинах жизни людей. Это — священники, соборовавшие умирающих, духовно готовя их к переходу в мир иной, и врачи-реаниматологи, старающиеся удержать, сохранить умирающих в мире земном.

А. Смерть «легкая» и «тяжелая». Из многих протоколов моих наблюдений за умирающими, из записей рассказов о по­ведении людей перед смертью здесь представлены два, наиболее полно и корректно описывающие психологические проявления смерти. Одно свидетельство от представителя клира, другое — от ветерана современной медицины:

а) «Наблюдения за умирающими во время молитвенного общения с ними свидетельствуют о том, что смерть, как и рождение, —
это всегда боль душевная и телесная… Но грешники телесно страдают мучительнее праведников и покаявшихся… Тяжко грешившие
люди умирают с болями и душевно мучаясь ужасом, как будто видя, уже заглянув, в мир загробных мучений своих…

Кончина праведных спокойна. Но и в их глазах перед смер­тью — смятение и боль… Они мирно, будто засыпающие, уходят в мир иной, теряя силы и мышц, и тела своего, и языка; но, судя по выражениям и по виду их глаз, поверить можно, что дольше своих телесных сил сохраняют они ощущения и чувственность; сохраняют свое, уже особое осознание окружающего, земного пространства живых людей…

Самое поразительное для присутствующих при смерти — это глаза умирающего. Незадолго до кончины в них вдруг обостренно пробуждается обращенность к присутствующим: мольба, либо горечь прощания, либо душевные боль и страх. Но непременно в какой-то момент в глазах уже есть отстраненность от всех окру­жающих его, будто взгляд обращен в мир иной с отрешенностью от мира земного. И еще замечено в последние годы, что с усилением у людей борения жизни, со все более нарастающим преодолением невзгод, усилилось борение смерти у людей, кончающих земной путь. Заметны стали трудность и труд ухода из жизни» (из бесед с архиепископом Амвросием) [Амвросий (фон Сивере), 2006].

б) Приведу сведения об умирании из другого источника, из отделения реаниматологии института им. Н. В. Склифосовского: «Глаза умирающего молят о помощи даже у человека, потерявшего силы двигаться, говорить, дышать (т. е. при искусственном дыхании). Если зов о помощи и страх исчезли из глаз, такие глаза называем "остекленевшими". Это значит— человек умирает необратимо. Его не спасти, не оживить. При таком состоянии не помогают даже современные (медикаментозные и инструменталь­ные) методы интенсивной реанимации.

Человека с лишь начавшими "стекленеть" глазами еще можно вернуть к жизни, присовокупив к методам реанимации добрые проникновенные слова с просьбой:"Живи", "Не умирай!", "Ты нужна!" Либо даже с приказом: "Живи! Так тебя рас-так!" Такая вербальная (словесная) "реанимация" применима далеко не ко всем. Даже те, кто уже готов принять смерть как избавление от мучительных болей при хроническом (затяжном) неизлечимом заболевании, умирают, ощущая в последние мгновения рас­терянность, испуг. Это видно по их глазам, словам, поведению. Если человек сказал: "Я умираю…" — его не спасти, если тут же не применить методы интенсивной реанимации. Но в таких случаях — признания своей наступающей смерти, — реанимация далеко не всегда успешна» (из воспоминаний врача-ветерана реаниматологии Р. Н. Кокубава) [Кокубава Р. Н., 2006].

Итак, результаты наблюдений за умирающими при оказании им помощи у священнослужителей и врачей могут быть сходны. Заметим, что реаниматологам и клирикам известно особое состоя­ние необратимого ухода из жизни. Это особый «труд» человека: его тела, его души, его психики.

Многое об умирании можно узнать от врачей, работающих в хосписах (в больничных приютах для неизлечимо больных). Ниже кратко изложены эти сведения, полученные мной в основном от профессора В. В. Миллионщиковой, главного врача Московского хосписа № 1 [Миллионщикова В. В., 2006].

Бывает момент неизлечимой болезни, когда опытные врачи понимают, что включились «биологические часы умирания» и неким таймером начат отсчет последних часов, минут жизни. Однако нередки случаи, когда вопреки врачебному прогнозу конца жизни смерть больного оказывается отсроченной. Причина такого продления жизни — психологическая установка умирающего — дожить до важного для него события: его дня рождения, рождения внука, до юбилейной даты и т. п.

Нужно учитывать, что в хосписе онкологические больные находятся на последней стадии болезни, многократно осознав ее неизлечимость, претерпев и продолжая терпеть боли и изну­ряющее лечение. Тягость болезненной кончины постоянно под­держивается в их сознании болями телесными. Не абстрактно, как здоровые люди, больные хосписа осознают смерть, стоящую рядом, и знают «свой час». Многие умирающие отрешились от суеты будней. Они — стали сами собой, освобожденные от жиз­ненных условностей и неурядиц.

Переживание кончины в хосписе, по словам В. В. Миллион-щиковой, зависит от характера человека, от того, как он прожил жизнь, и от его религиозности. Неуравновешенные, суетные люди и умирают суетно. Прожившие благую жизнь — умирают покой­но. И даже испытывая боли, они не лишаются достоинства.

Бывает ли легкая смерть? Люди легкомысленные (в том смыс­ле, что они в жизни легко воспринимали и радости и беды) могут легко, без тягостных раздумий умирать. Таких бывает в хосписе не более 2 %. Однако эйфории, тем более энтузиазма, сообщала В. В. Миллионщикова, уже после установления диагноза и тем более перед кончиной в хосписе № 1 не наблюдалось.

С позиции психоанализа понятна отрешенность умирающих от мирской суеты. Их «Я» при отсутствии Будущего освобож­дается от давления «сверх-Я», от гнета традиции, моральных обязательств. Возможно, «легкомысленные» (по классификации В. В. Миллионщиковой) и раньше жили с ослабленным «сверх-Я». Следует вспомнить, что современные исследования многоаспект-ности «Я» вышли далеко за пределы, представленные 3. Фрейдом в психоанализе [Дорфман Л. Я., 2002; Петровский В. А., 1997].

Б. Тендерные различия умирания. Профессор В. В. Милли­онщикова отметила существенные тендерные различия умирания в хосписе. У мужчин смерть более мучительная. Во-первых, из-за того, что у них она, как правило, «демонстративная», но они де­монстрируют трагедию своей кончины не столько окружающим, сколько себе. Потому к их физическим страданиям (из-за болевого синдрома) присоединяется душевная боль. Во-вторых, мужчины, принимаемые в хоспис № 1 г. Москвы (элита искусства и адми­нистрации), наделены богатым воображением. Их представления об ужасе утраты всего богатства разнообразий земной жизни — мучительны. Начавшись, эти муки прогрессивно разрастаются. У некоторых присоединяется ужас перед неописуемыми кошмара­ми загробными кошмарами возмездий. По словам В. В. Миллион­щиковой, мужчины с ужасом смотрят вперед, в смерть. Женщины легче заканчивают земной путь. Они ориентированы на жизнь и долго несут ее с собой, даже умирая.

В. Можно ли предвидеть смерть? Вызывает сомнение воз­можность загодя предвидеть, предчувствовать свою либо чужую смерть. Свидетельства о таких случаях загадочны, неубедительны, но они есть. Не цитируя чужих предсказаний смерти, опишем два таких события из нашей личной практики

В 1952 г., будучи студентом четвертого курса 1-го Московско­го медицинского института, автор этих строк пришел утром, до занятий по патологической анатомии, в прозекторский зал. Там на одном из мраморных столов лежал обнаженный труп старого мужчины, но стол под ним был аккуратно застелен ветхой просты­ней, чего никогда не делалось, т. к. мешало бы анатомированию. На табурете рядом с этим столом лежала сложенная одежда, на полу — ботинки и носки, чего также не случалось, т. к. трупы в прозекторскую доставляли обнаженными.

Пожилые служительницы прозекторского зала рассказали:

Жил по соседству старичок Часто приходил и расспрашивал: «Как вскрывают покойников?» — и вот сегодня рано пришел и сказал: «Пришел умирать». Мы думали — шутит. Разделся, постелил свою простынку, лег. Подошли, а у него уж и сердце не бьется. Знать, чувствовал свою смерть.

Вряд ли этот случай был чьей-то шуткой. Престарелые служи­тельницы прозектория не были склонны шутить.

Это случай предвидения своей смерти. Другой — с предска­занием смерти чужой.

В 1981 г. студент-африканец из Берега Слоновой Кости при­гласил автора в составе небольшой группы на демонстрацию некоторых магических обрядов, применяемых в Африке. Один был для определения того, — «действительно ли жив человек», т. е. «не стоит ли уже смерть у него за спиной?» Результаты об­ряда было обещано рассказать когда-либо потом. Уходя вдвоем с африканцем, автор этих строк спросил: «Почему ты так печален?» Африканец ответил: «Сегодня я узнал, что один из присутство­вавших (имя было названо) уже мертв. Он мой друг, я не скажу ему об этом». Через семь месяцев после этого названный человек погиб под колесами автомобиля, не зная о предсказанной смерти. Конечно, совпадение предсказанной смерти и вскоре случившейся трагедии могло быть случайным.

Г. Спуск по «ступеням смерти». В многочисленных на­учных публикациях, посвященных процессу смерти, описаны стадии, которые можно заметить, наблюдая умирающих, общаясь с ними, регистрируя физиологические показатели их состояний. Р. Нойес и ряд других авторов предложили видеть в умирании че­тыре стадии (Рязанцев С, 2005; Вагин И., 2001; Пэриш-Хара К. У., 2002 и др.]:

— первая — сопротивление смерти. С ужасом осознается ее опасность. Человек все еще пытается спастись. При этом осо­знание происходящего проясняется;

—вторая стадия — быстрый мысленный обзор своей жизни с чувствами удовлетворения либо раскаяния;

—третья стадия умирания — с представлением о себе, как бы отделившемся от своего бренного тела и наблюдающем гибель тела со стороны;

—четвертая стадия — трансцендентная (уже посмертная?) с необычайными ощущениями и чудесными видениями, не имеющими аналогов в реальной жизни, с видением ангелов добра и зла. многих Божеств (или единого Бога). Видение себя-скончавшегося, подвергаемого жутким и сладостным ис­пытаниям, и все-таки, наконец, с возвращением себя в земную реальность. Особенно ярко и полно трансцендентная стадия смерти была описана в книге Раймона Моуди «Жизнь после жизни» [Moody R. A., 1975].

Достоверны ли соообщения-воспоминания о трансцендентной, посмертной стадии? Или это лишь галлюцинирование умираю­щего (но все еще живого!) человека? За время существования отделения реанимации в Институте им. Н. В. Склифосовского в нем не зарегистрировано случаев «жизни после смерти» с транс­цендентными переживаниями. Об этом мне сообщали врачи-ветераны реаниматологии. У людей, реанимированных после клинической смерти, не было воспоминаний об этом периоде. У них была полная амнезия (невоспоминание) всего, что было за время их клинической смерти. Конечно, сторонники возможности «жизни после смерти» могут объяснить причину такой амнезии тем, что при реанимации пациенты вводятся в наркотическое со­стояние фармакологическими веществами, которые прекращают запоминания всего происходящего и всего кажущегося.

Д. О «голодной смерти». Наверное, есть состояние «необ­ратимой устремленности к смерти», когда человек преступил черту между жизнью и смертью, она овладела им, и начат про­цесс умирания. Это бывает, в частности, при голодной смер­ти. Мишель Монтень описывал случай, когда голодом лечили и болезнь исчезала, но человек, приблизившись к голодной смерти, продолжал отказываться от еды, хотя осознавал угрозу дальнейшего голодания: «Он же, изведав некоторую сладость, порожденную угасанием сил, принял решение не возвращаться вспять и переступил тот порог, к которому успел так быстро приблизиться» [Монтень М., 1991, кн. 2. с. 434]. «Это нечто гораздо большее, чем бесстрашие перед лицом смерти, это неудержимое желание изведать ее и насладиться ею досыта» [там же, с. 431].

Преодолев крайне мучительные «муки Тантала» в начале голодания, голодая и дальше, люди ощущали покой, «сердечное умиротворение». «Пережившие такие замирания сердца, воз­никающие от слабости, говорят, что они не только не ощущали никакого страдания, но испытывали некоторое удовольствие, как если бы их охватывал сон и глубокий покой» [там же, с. 435].

Современная мода на худобу женщин с чрезмерным ограни­чением еды нередко ведет к полному нежеланию есть, к ано-рексии (лат. ап — отрицательная приставка, orexis — аппетит). Знаменательно, что были случаи, когда замечена опасность смерти от истощения, но жертв моды не удавалось спасти даже с использованием современных методов реанимации. Организм, слабеющий от недоедания, переступает порог необратимого умирания, при этом гибнущий ощущает влечение к смерти, но не оно делает неизбежной его кончину. Известны научные и мемуарные описания трагической смерти от голода в фашист­ских концлагерях и в осажденном Ленинграде, отсылаем к ним читателей.

Updated: 28.12.2013 — 17:21