Третий вид «ужаса смерти» — это широкий диапазон эмоций: страха, испуга, тревожности, возникающих при опасностях, угрожающих близким, родным, дорогим людям, а может и незнакомым, оказавшимся рядом. Трудно тем, у кого в экстремальных ситуациях пробуждаются страхи за свою жизнь, за свою честь и за своих родственников, т. е. «ужасы смерти» первого, второго и третьего вида. Однако при изучении стресса войны в «горячих точках» планеты мне неоднократно встречались люди, бесстрашные в смертельно опасных лично для них ситуациях. Они были равнодушны к любым акциям, порочащим их честь. И было удивительно видеть, как ими овладевал панический страх, когда возникала угроза здоровью, жизни или только престижу дорогих, близких им людей. Иными словами, «ужас смерти» первого и второго вида был у них редуцирован, при этом третий тип «ужаса» — автономно гипертрофирован.
Многим народам свойственно яростное отторжение любой угрозы доброй памяти, вере в былые достоинства их предков, основателей рода, святых праотцев. Мной изучен этот феномен на Северном Кавказе и Ближнем Востоке. Эмоциональная основа этих архаических традиций близка к «ужасу смерти» третьего вида.
С этим же связаны поношения в адрес предков: матерные ругательства славян и скабрезности, адресуемые отцу и умершим предка того, кого ругают у некоторых тюркоязыких этносов. Эти оскорбления как бы провоцируют эмоции унижения на основе страха за предков (и страха перед местью предков, которых не защищают потомки).
«Ужас смерти» третьего вида — это чувство, опосредованное «страхом» за сохранность популяции (и отдельных ее членов), к которой принадлежит человек и которая поддерживает сохранность ее членов. Исчезновение, смерть большинства членов рода, популяции, стаи, у некоторых видов животных лишают оставшиеся особи возможности успешно бороться за свое существование. Таким образом, информация об исчезновении окружающих данную особь членов популяции (для некоторых видов животных) равноценна информации о ее собственном скором уничтожении. Может быть, такого рода «страх» за жизнь популяции, за жизнь своего рода лежит в основе страха за детей, за родителей, за родных, знакомых и даже незнакомых людей. Чувство «страха» за других людей, когда им угрожает гибель, часто порождает личное бесстрашие и смелые, иногда даже безрассудные действия для их спасения.