Психологическим обстоятельством, влекущим некоторых людей к участию в войне, может быть то, что звук громкого взрыва особым образом влияет на человека. Звуковой «удар» — это одно из немногих физических воздействий, пробуждающих ужас перед обвалом, лавиной, ревущим потоком. Возникает желание бежать, спасаться либо, обессилев, замереть, пережидая гремящую опасность.
Но если грохот тебе подчинен, и ты сам «громовержец», уверен в том, что гром для тебя не опасен, то врожденный страх превращается в экстаз ликования.
Объясняя психологический механизм этого превращения эмоций, позволим взгляд в прошлое. Почему музыка «Битлз» так быстро была воспринята молодежью почти всех народов мира? Потому что помимо музыкальных и смысловых достоинств она имела еще две особенности:
—очень громкое звучание;
—ритмику звуковых «ударов».
Теперь это массово использует шоу-бизнес. В современных кинозалах применяют очень мощный стереозвук, чтобы пробудить у зрителей испуг, сразу же сменяемый радостью. Нередко на таком сеансе текут слезы по смеющимся лицам.
Откуда эта радость? Если опасность миновала — всегда радостно. Если гром предвещает опасность не для тебя, а для кинофантома на киноэкране. Если в ирреальном бою взрывается враг, а не ты, то твой страх, едва начавшись или даже не успев начаться, как бы отменяется твоим подсознанием, т. к. нет реальной опасности, хотя грохот предупреждает о ней. Сигнал о страшном становится вестником победы, дарящим радость избавления от опасности.
Такое приятно и может вызвать пристрастие. Потому что ритмичные удары рок-музыки — это череда отмененных испугов, замещенных «кайфом». Его хочется повторять. Что-то подобное ощущают и террористы-подрывники, повторяя свои громкие акции.
Однажды автора этой книги спросил боевик-чеченец:
— Ты психолог, скажи, почему, когда слышу, как бьет мой Калашников, как взрывается фугас, который я заложил, и вижу, как огнем корежит БТР, почему у меня тогда слезы текут, почему трясут меня рыдания?
— Может быть, ты жалеешь убитых?
— Нет! Я радуюсь и плачу, сам не знаю от чего, — ответил он мне.
После таких «крокодиловых слез» (продуктов «раздвоения» эмоций) может возникнуть жажда снова и снова слышать стрельбу и взрывы в кинозале или на реальной войне [Китаев-Смык Л. А., 2001. с. 34].