Накаждом занятии ученики обязательно двигаются под ранее незнакомую им музыку, непосредственно выявляя в движениях свои первоначальные музыкальные впечатления. Несмотря на импровизационность и неоформленность (а у неподготовленных людей нередко и неловкость и беспомощность) движений, они правдиво передают основное эмоционально-динамическое содержание данной музыки: движения, связанные с музыкой лирико-напев-ной, резко отличаются по характеру от движений, отвечающих на произведения активно-моторного жанра (танцевальные, маршевые и т. д.). При ответе на лирическую музыку (задумчивую, спокойную, грустную) пантомимическая выразительность бывает особенно убедительной, самобытной. Удивляют совпадения характера движений у детей и неподготовленных взро слых: какие-то
Осторожные, плавные, словно «ощупывающие» пространство движения рук, повороты корпуса и т. п. Реакция на подвижную, быструю, веселую музыку менее музыкально-индивидуализирована, проще, и выражается активным передвижением в пространстве.
Первоначальный двигательный отклик на музыку выявляет большей частью лишь приблизительный эмоциональный характер охватившей человека взволнованности. Постепенно двигающиеся начинают понимать, что почувствовать общее эмоциональное содержание музыки является их первой задачей. Следующая задача — услышать и выразить в движении целостный эмоционально-динамический музыкальный процесс, имеющий начало, продолжение и убедительное заключение.
Основная цель самостоятельной работы на первых занятиях — знакомство со связями между переживанием музыки и выявляющими это переживание собственными пантомимическими движениями. Здесь занимающиеся получают только начальное понятие об особенностях творческого музыкально-двигательного процесса.
Мы уже указывали, что первоначальный двигательный ответ музыкально не подготовленных людей большей частью выявляет только общий эмоциональный смысл взволновавшей их музыки, не свидетельствуя о переживании ими развернутого содержания музыкального образа. По своей форме, их движения, по-видимому, не только непроизвольны, но и просто случайны: при каждом повторении музыки их форма нередко меняется, однако эмоционально-динамическая окраска остается той же. Хотя непосредственный двигательный ответ отличается искренностью и правдивостью, он не имеет еще точной формы. Дальнейший творческий процесс заключается в поисках и закреплении точной формы движения. Он основывается на углублении и детализации воспринимаемого музыкального произведения.
Наши наблюдения показывают, что уже во время первичного ответа у двигающегося иногда нередко возникают двигательные реакция, явно отмечающие наиболее яркие моменты в музыке, например, яркие мелодические акценты, мелодическое движение, изменения темпа, ритма, динамики и т. п. Эти движения выявляют переживание особенно выразительных моментов музыки и часто не запоминаются самим двигающимся. Последующее (с помощью педагога) закрепление и осознание связи каждой такой двигательной находки с особенностями музыки вносят уточнение в первоначальный неопределенный эмоционально-двигательный отклик.
Следующая фаза наступает, когдачеловек(продолжающийнёпроизволь-но отвечать на музыку) начинает самостоятельно замечать и запоминать ("ловить") свои удачные двигательные выявления. Такие моменты являются состоянием психофизического единства всего существа двигающегося. Это состояние характеризуется ощущением особой эстетической удовлетворенности или «устойчивости».
Заключительный этап характеризуется активными сознательными поисками детальной выразительной формы движения. С целью специального анализа музыки и найденных движений в работу вводятся моменты прослушивания музыки в неподвижности. В дальнейшем наблюдается углублениедвустороннего музыкально-двигательного процесса: активное «вслушивание» и «чувствование» в музыку усиливают и уточняют непроизвольную эмоциональную реакцию и направляют поиски нужной выразительности движений. Б то же гремя каждая удача в достижении единства движений с музыкой все глубже раскрывает двигающемуся истинное эстетическое содержание данной музыки.
Все задачи, которые ставятся и разрешаются в педагогической музыкалько-двигательной деятельности, являются одновременно необходимой основой для овладение более высокой ступенью музыкального движения — музыкально-двигательным искусством. В пределах данной статьи мы не имеем возможности касаться вопросов подлинно художественного творчества Оки требуют специального рассмотрения. Как бы ни был глубок, содержателен и выразителен музыкально-двигательный образ, если он выявляет лишь индивидуальное переживание и понимание музыки самим двигающимся, по сравнению с произведением искусства он является только «сырым материалом».
Создание истинно художественного музыкалъно-двигательного произведения требует осмысления и творческой переработки этого материала согласно общезначимой идее, которую двигающийся почувствовал в музыке и теперь намерен выразить в художественно-законченном танцевальном образе.