Метод музыкального движения -один из путей общего эстетического развития через выявление музыкальных эстетических переживаний в вырази-тельных движениях тела. Возникновение метода связано с художественной деятельностью и идеями танцовщицы А. Дункан, которой удалось естественным выразительным движением передавать глубочайшие переживания чело-Еска. Вся артистическая и педагогическая деятельность Дункан ярко продемонстрировала значение этого искусства для формирования эстетического отн&:лснлл к действительности.
Задача эстетического развития решается в музыкальном движении через организацию целостного восприятия музыки, целостного движения и формирование способности к творческому созданию музыкально-двигательного образа (выразительной формы движения, воплощающего содержание музыки).
.При целостном восприятии человек переживает развернутое содержание музыкального образа как единый процесс, имеющий начало, развитие и логическое заключение. Целостное движение характеризуется особым состоянием психофизического единства, в котором весь двигательный аппарат человека подчинен выявлению музыкального переживания.
В сЗученин по методу музыкального движения вся личность вовлекается в педагогический процесс целостным образом. При этом, особенно на первых этапах, большое внимание уделяется активизации интуитивных процессов. Это достигается за счет организации, так называемого, интуитивного восприятия музыки и непосредственного выявления его в движениях. Последующие поиски музыкально-двигательного образа происходят постепенно через ана-лкз, осмысление и творческую переработку первоначального непосредственного двигательного отклика.
Метод музыкального движения может быть применен с соответствующими изменениями методики и учебного материала к людям разного возраста, способностей и подготовки. Многолетние наблюдения педагогов и самоотчеты занимающихся показали его большое воздействие на формирование эстетического миросткошения и творческую активность этих людей в различных областях их практической деятельности.
Печатается по изданию: Психологический журнал, том 3, 3,1982, с. 84-91.