Самое элементарное отличие живого тела от мертвого заключается в том, что живое тело обладает интенциальностью, оно открыто миру и взаимодействует с ним. Мертвое тело превращается в вещь, в объект. И хотя объект тоже может обладать интенциональностью и по-своему быть обращенным к живому, живые инстинктивно исключают эту интенцнональность трупа, то пугающее силовое поле, которое он обращает к живущим. Живые способствуют смерти в той мере, в какой они стремятся подчеркнуть пассивность, внешность трупа, превратить его в инертный предмет. Но эта символическая процедура убиения мертвого, его опредмечивания, его исключения из мира, сопровождается иной процедурой, которую можно определить как превращение мертвеца в знак. Этот процесс разобран Жоржем Батаем на примере жертвоприношения. «Когда приносимое в жертву животное входит в круг, где его убьет священник, оно переходит из мира вещей, закрытых для человека, для которого они являются ничем, которые он знает извне, в интимный мир, который имманентен ему и знаком ему, как женщина в любовном акте». *’
Иными словами, тело убитого животного перестает быть вещью и становится знаком, и именно в качестве знака оно и входит внутрь человека. Можно сказать, что жертвоприношение преобразует ннтешдиональность трупа в его знаковость. Жертвоприношение является лишь наиболее выразительным случаем ритуала, которому подвергается покойник. Наиболее выразительным потому, что именно жертвоприношение Иисуса превратило его в Бога — в тело, как некий сверхзнак, источник всех иных значений.
Превращение тела-вещи в тело-знак — функция всего ритуала смерти, особенно-церковного. Большое значение в этом ритуале имеет и присутствие близких при последнем вздохе, который как бы передается им в качестве некой мистической пневмы-духа. Но и весь ритуал похорон и особенно траура выполняет ту же функцию иллюзорного восстановления жизни в ее знаковой форме. Батай, например, указывает, что сопровождающие похороны слезы близких как раз являются «выражением острого сознания общей жизни, схваченной в ее интимности».* *
Слезы отмечают момент смерти как расставания, как разрыва «длительности». Но именно этот разрыв привычного, растворенного в движении времени существования вещей выявляет существо жизни в момент остановки, перерыва, в момент появления Знака, который рождается через разрушение
Печатается по изданию: Искусство кино, 1991, 9, с. 55-58. * Batailee G. Theorie de la religion. P., 1989, p. 59. ** Ibid., p. 65.- .;.;,длительности, через остановку существования. Подобным же образом действуют и иные компоненты похоронного ритуала. Жизнь останавливается ими, чтобы открыться бо всей своей смысловой глубине, чтобы возродиться в
Знаковой ипостаси…