Все высшие животные имеют некоторую долю сознания. Они знают среду, в которой живут, свое место в семье, стаде или стае. Они могут сообща защищать семью или стаю, даже помогать члену стада ил и стаи, что означает, что онн.’возможно, понимают, что хорошо для их соседа. Человек наделен не только более высоко развитым сознанием, но также специфической способностью к абстракции, дающей возможность различения и знания, что происходит б кем, когда он пользуется этой способностью. Так он может знать, что он знает что-то или не знает чего-либо. Он может сказать, понимает ли он что-то, что он знает. Он способен и к более высокой форме абстракции, которая дает ему возможность оценить свою способность к абстракции в той мере, в какой он ее использует. Он может сказать, использует ли он полностью свою способность к созназанию, чтобы знать, и понимает ли он. что чего-то не знает.
Между сознаваннем и сознанием есть существенная разница, хотя в нашем употреблении языка их границы могут быть смутными. Я могу пройти по лестнице моего дома в сознании того, что я делаю, но не зная, сколько платов я сделал. Чтобы узнать это, к должен пройти их еще раз, на этот раз обратив ка них внимание, вслушавшись в себя, и пересчитав их. Сознавание — это сознание вместе с пониманием того, что происходит в нем, или что происходит в нас, когда мы сознательны.
Многим людям кажется легким сознавать управление своими произвольными мышцами, мышлением, процессом абстракции. С другой стороны, гораздо труднее сознавать и управлять непроизвольными мышцами, ощущениями, эмоцилми, творческими способностями. Несмотря на трудность, это не является невозможным, как многим кажется.
Мы действуем как целое, даже если наша целостность не вполне совершенна. Из этого вытекает возможность развить сознающее управление в более сложных частях. Изменение в частях, где контроль легок, задевает также и все остальное в системе, включая те части, над которыми мы не имеем прямой власти. Опосредованное влияние — также своего рода управление. Наш метод основан ка превращении этого, первоначально косвенного контроля в ясное знание.
Здесь можно отметить, что мы говорим об упражнении силы воли и управления собой, но не для того, чтобы обрести власть над собой или над другими. Коррекция, усовершенствование, обретение сознавания и другие понятия использовались здесь чтобы обрисовать различные аспекты идеи развития. Развитие подразумевает гармоническую координацию в структуре, функции и достижении. Основное условие гармонической координации — полная свобода как от принуждения себя, так и от принуждения других.
Нормальное развитие вообще гармонично. В развитии часто растут, совершенствуются и обретают силу таким образом, что целое может двигаться к своему общему предназначению. Как появляются новые тенденции по мере гармоничного развития и роста ребенка, так возникают новые способности в любом гармоничном развитии.
Гармоничное развитие не просто. Возьмем, например, абстрактное мышление, которое на первый взгляд кажется преимуществом, достижением в гармоничном развитии, однако может быть и недостатком. Абстракция основа вербализации, выражения в словах. Слова символизируют значения и не могут образоваться без абегракции качества или характер а представленных вещей. Трудно представить себе какую-либо человеческую культуру без слов. Абстрактное мышление и вербализация занимают наиболее важное место в науке и других социальных достижениях. Но в то же время абстракция и вербализация становятся тиранами, лишающими индивидуума конкретной реальности. А это вызывает сильные нарушения в гармоничности большинства человеческих действий. Часто эти нарушения граничат с психической или физической болезнью и вызывают преждевременное старение. Чем более эффективными становятся абстракция и вербализация, тем более мышление и воображение человека отделяются от его чувствования, ощущения и даже движения.
Мы видели, что структуры, используемые для мышления, слабее связаны со структурами, в которых коренится чувствование. Чистое мышление возникает лишь в отсутствии сильных чувств, искажающих объективность. Таким образом, необходимым условием для развитая эффективного мышления оказывается постоянное отделение от чувств и проприоцептивкых ощущений.
Тем не менее, гармоничное развитие остается для индивидуума более важным, чем одностороннее развитие, даже если эффективное мышление является нарушающим гармонию фактором. Мышление, оторванное от остальных частей человека, постепенно становится бесплодным. Мышление, протекающее только в словах, не извлекает сути из процессов в более эволюционно-древних структурах, тесно связанных с чувствованием. Творческая, спонтанная мысль должна поддерживать связь с ранними структурами мозга. Абстрактная мысль, не получающая время от времени питания из более-глубоких источников, становится фабрикой слов, лишенных подлинно человеческого содержания. Многие научные и художественные книги не могут предложить ничего, кроме слов, связанных логической связью; они не имеют личного содержания. Это относится также ко многим индивидуумам в юс повседневных отношениях с другими. Мышление, не развивающееся в гармонии с человеческим целым, становится препятствием в развитии.
Может показаться тривиальной мысль, что гармоническое развитие — это нечто желательное. Но пока мы рассматриваем только абстрактное и логиче-ское содержание этой фразы, она остается столь же отделенной от «целостного человека», как любая другая фраза, и не имеющей практического значения.. Она может, однако, стать источником бесконечных форм, фигур и отношений, новы?; открытий, если мы обратимся к стимулированию наших эмоций, восприятий и прямых впечатлений, то есть попробуем мыслить в образах. Мы должны находить их за словами, чтобы установить человеческий контакт С Себе подобными.
Гармоническое развитие можно найти в любом существе, чей вид прошел длительную историю. Такого рода развитие затруднено для человека в силу относительной новизны сознавания для эволюции. Гармоничное развитие животных, антропоидов и раннего человека требовало ощущений, чувств, движений и лишь минимума мысли — то есть памяти и минимума сознания, — то есть того, что отличает «бодрствующее» состояние от сна. Животные без сознования бродят здесь и там, и это не является существенным. Когда на эволюционной лестнице появляется сознавание в человеке, простое движение в одном направлении сказывается поворотом направо, а в другом — налево.
Нам трудно оценить важность этого факта. Он кажется столь же простым, как способность видеть глазами. Но если подумать, то способность различать правое и левое не менее сложна, чем видение. Различая правое и левое, человек разделяет пространство по отношению к себе, принимая себя за центр, от которого расходится пространство. Это далее развивается в понятие «правого» и «левого», которые уже могут быть выражены в словах. Со временем символы становятся все более абстрактными, так что становится возможным составить предложения вроде следующего: Чтобы сделать небольшой шаг вперед в сознавании, состоящий в понимании правого и левого, человек однажды должен был, двигаясь, обращать внимание как на то, что происходит внутри него, так и на то, что происходит вне его. Это перемещение Бкиманчя внутрь и наружу создают абстракция и слова, которые описывают изменение положения его внутреннего личного мира по отношению к внешнем)’ миру. По-видимому, развитие этого сознавания связано со значительными муками родов, и первые проблески сознавания не раз озадачивали наших предков.
Благодаря своей новизне в эволюционном смысле, способность к созна-ванию различается у различных индивидуумов в значительной степени более, чем распределение других способностей. Существуют также значительные периодические вариации сознавания в индивидууме и в месте этой способности среди других его личностных свойств. Она может исчезать на время или совсем. Реже могут появляться пики, в которых все человеческие способности сливаются В Гармоничное, единое целое.
В одной тибетской притче человек без сознавания сравнивается с повозкой, пассажирами которой являются желания, лошадью — мышцы, сама же повозка — скелет. Сознавание — спящий кучер. Пока он спит, повозка будет бесцельно продвигаться то туда, то сюда. У пассажиров разные цели, и лошади тянут в разные стороны. Если же возница проснется, возьмется за вожди, то он может заставить лошадей. развести пассажиров к их целям.
В те моменты, когда сознавание соединяется с чувствованием, ощущениями, движением и мышлением, коляска движется по верному пути. Человек делает открытия, изобретает, творит и «знает». Он постигает, что его маленький Мир и большой мир вокруг — одно, и что в этом единстве он не одинок.
.АЛоузн А., Лоуэн Л.