ЦЕННОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАК ПРЕДИКТОРЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИНТОЛЕРАНТНОСТИ L. K. Grigoryan

Moscow, State University — Higher School of Economics Values and personality characteristics as predictors of ethnic intolerance

State University — Higher School of Economics work is devoted to the study of ethnic intolerance predictors. The research is referred to the cross-cultural relations problem area. In the following article a review of studies in the field will be presented and the methodology of investigation will be described, which is purposed to examine the correlations between values, personality factors and ethnic intolerance.

В современном мире идёт очень активный процесс миграции. По дан­ным начала 21-го века около 190 миллионов людей живут не в тех стра­нах, в которых родились — группы, которые обозначаются как «мигран­ты». По количеству мигрантов Россия среди стран занимает второе место после США (The Cambridge…, 2006). Практически любое государство в современном мире можно назвать многонациональным. Таким образом, эффективное межэтническое взаимодействие является принципиальной задачей для современного общества.

Вопрос о природе этнической интолерантности не нов в социальной психологии. Эта тематика разрабатывалась в трудах многих исследова­телей. Так, ключевое понятие «этноцентризма» было введено в 1906 году

В. Самнером. В дальнейшем эта проблема разрабатывалась в трудах Ле­Вайна, Кемпбелла, Бревера и других исследователей. Также для объясне­ния этнических предубеждений в психологии используются понятия «эт­нической границы» (Ф. Барт), «культурной дистанции» (Фарнхем и Боч — нер), «этнического статуса» (М. Савва). В современной науке особое место занимает теория социальной категоризации и социальной идентичности Тэшфела и Тернера, а этническая идентичность является одной из форм социальной идентичности (Межкультурный диалог:.., 2003).

Что касается исследований, посвящённых личностным предикторам этнических предубеждений, то здесь следует назвать, прежде всего, иссле­дование авторитарной личности Т. Адорно. В этом исследовании были выделены такие группы факторов, как конвенционализм, авторитарное раболепие, авторитарная агрессия, анти-интрацепция, суеверность и сте­реотипизм, силовое мышление и культ силы, деструктивность и цинизм, проективность и сексуальность (Адорно, 2001). П. Смит отмечал, что «на­циональная и культурная идентификация укрепляет людей в системе смыслов, которая обеспечивает порядок и способствует обретению лич­ного достоинства» (цит. по Лебедева, Татарко, 2007, с. 235). Скотт говорил

Об этноцентризме, агрессивности и неуверенности как причинах этни­ческой интолерантности. Риерман отмечал, что предрасположенность к открытости является условием толерантности (Лебедева, Татарко, 2007). По мнению Г. Олпорта межгрупповые предубеждения — это проекция вины (Лебедева, Татарко, 2007). По результатам своего исследования С. В. Рыжова говорит о том, что «ощущение эмоциональной уязвимости, огра­ниченная зона комфортных внутриличостных переживаний и отноше­ний, комплекс потребности в защите» (цит. по Лебедева, Татарко, 2007, с. 236) могут быть связаны с этнической интолерантностью.

К. Клакхон и Ф. Стродбек, первые изучившие ценности в кросскуль — турной психологии, определили ценностные ориентации как «сложные, определённым образом сгруппированные принципы, придающие строй­ность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышле­ния и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем» (цит. по Лебедева, Татарко, 2007, с. 34).

В исследование ценностей на индивидуальном уровне большой вклад внёс М. Рокич, который определил это понятие и создал инструментарий для его изучения. Рокич выделял «ценности-цели» и «ценности-средства», которые будучи способами поведения, вели к достижению первых (Лебе­дева, Татарко, 2007).

В конце 1980-х годов Ш. Шварцем была создана Международная про­грамма сравнительного (кросскультурного) изучения ценностей [3]. Он выделяет 10 групп ценностей, с определённой мотивационной направ­ленностью. Он назвал их следующим образом: власть (Power), достижение (Achievement), гедонизм (Hedonism), стимуляция (Stimulation), самостоя­тельность (Self-Direction), универсализм (Universalism), доброта (Benevolence), традиция (Tradition), конформность (Conformity), безопас­ность (Security) (Schwartz, 2006). В исследовании предполагается корреля­ция ценностей сохранения ( безопасность, конформность, традиция) с показателем интолерантности. Такое предположение сделано на основе того утверждения, что открытость изменениям является основой для то­лерантности ( Triandis, 1994), следовательно, обратное — направленность на консерватизм будет связано с интолерантностью. По другой линии — «самопреодоление — самовозвышение» связь с интолерантностью пред­полагается во второй группе ценностей — самовозвышения (власть, дости­жение, гедонизм). Это объясняется многими теориями, в том числе иссле­дованием авторитарной личности Адорно, исследованиями этноцентриз­ма, ядром которого является самовозвышение, и предположениями о стремлении к власти как причине предубеждений.

Цель исследования: выявить характер связей между ценностями и личностными характеристиками человека и показателем этнической ин — толерантности.

Основная гипотеза: определённые ценности и личностные характе­ристики имеют взаимосвязь с показателем этнической интолерантности.

Гипотезы-следствия: Такие личностные черты, как эмоциональная нестабильность, высокая нормативность поведения, когнитивная просто­та, подозрительность, тревожность и конформизм положительно корре­лируют с уровнем этнической интолерантности. Такие ценности, как бе­зопасность, конформность, традиция, власть, достижение и гедонизм по­ложительно коррелируют с уровнем этнической интолерантности.

Выборка: Российские студенты в возрасте от 18 до 26 лет. Объем вы­борки: 100 человек.

В исследовании применяется метод опроса. Опросник состоит из трёх частей, каждая из которых представляет собой одну из методик, отобран­ных для выявления необходимых показателей. I часть — методика Швар­ца для выявления ценностей личности на индивидуальном уровне; II часть — методика Берри для выявления показателя этнической толерантности; III часть — методика Кеттелла для выявления устойчивых черт личности.

Собранные данные будут обработаны с помощью статистического пакета SPSS: будет проведён корреляционный анализ, по итогам которо­го будут сделаны выводы о взаимосвязи показателя этнической интоле — рантности с определёнными личностными характеристикам и ценност­ными блоками.

Список литературы

Адорно Т. Исследование авторитарной личности. Под общей редакцией д. филос. Н. В. П. Култыгина. — М.: Серебряные нити, 2001.

Межкультурный диалог: лекции по проблемам межэтнического и меж — конфессионального взаимодействия / под ред. М. Ю. Мартыновой, В. А. Тиш- кова, Н. М. Лебедевой. — М.: Изд-во РУДН, 2003.

Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007.

The Cambridge Handbook of Acculturation Psychology. Edited by David L. Sam, John W. Berry. Cambridge University press 2006.

Schwartz H. Shalom. Basic Human Values: Theory, Measurement, and Applications / / The Hebrew University of Jerusalem. Appeared in Revue francaise de sociologie, 47/4, 2006.

Triandis C. Harry. Culture and social behavior. University of Illinois, Urbana — Champaign. 1994.

Ю. В. Доноева

Улан-Удэ, Бурятский государственный университет

Updated: 04.08.2013 — 21:41