V. A. Labunskaja
Rostov-on-Don, Southern Federal University
Etno-cultural factors of expressiveness «of concern by the external appearance»
Expressiveness degree «concern by the external appearance» depending on an accessory of girls to various ethno-cultural groups (Armenians, Georgians, Ingushs, Chechens, Russian) is studied. Degree «concern by the external appearance» is defined on the basis of a combination of self-estimations of various components of external appearance, the general satisfaction by it and attraction for the opposite sex partner.
Внешний облик человека, состоящий из различных компонентов, все чаще становится предметом эмпирических исследований в области этнической и кросс-культурной психологии. Известно, что конструирование внешнего облика в соответствии с требованиями этнической группы является одной из самых распространенных обыденных практик демонстрации своей этнической идентичности. Не менее важным является и тот факт, что отчуждение от этнической группы также сопровождается, прежде всего, изменением своего внешнего облика. Вместе с этим, западными психологами (Рамси, Харкот, 2009, с.15) отмечается, что в современном обществе «обеспокоенность своей внешностью достигла размеров эпидемии». Переживания, связанные со своим внешним обликом, охватывают различные слои общества, что еще четверть века назад привело к выводу о существовании феномена «нормативной неудовлетворенности внешним обликом», к выделению уровней неудовлетворенности внешностью, к поиску тех параметров внешнего облика, которые чаще всего фиксируются человеком и фрустрируют его (Rodin, Silberstein, Streigel,1985). Вместе с этим, отмечается, что значимость внешнего облика в человеческой культуре обуславливает «нормальность некоторой обеспокоенности по поводу своего внешнего облика». Соглашаясь с этой точкой зрения, необходимо отметить, что степень выраженности «обеспокоенности своим внешним обликом» может быть обусловлена ценностью внешнего облика в социальных контактах определенных этнических групп, тем насколько внешний облик становится предметом рефлексии в зависимости от этно-культурных традиций, подчеркивающих значимость определенных свойств и качеств личности женщин и девушек.
Особый интерес для изучения степени выраженности «обеспокоенности своим внешним обликом» представляют девушки из традиционных семей, проживавших до недавнего времени, на Северном Кавказе и в Закавказье, а в настоящее время являющиеся студентками российских вузов. Известно, что на Северном Кавказе и в Закавказье особую ценность представляет такая черта женщин и девушек, как «внешняя и внутренняя скромность». К этому необходимо добавить, что влиянию этно-культурных факторов также подвержена презентация самооценки своего внешнего облика другим людям. Данный вывод подтверждают результаты нашего пилотажного исследования оценок своего внешнего облика девушками чеченками и ингушками, которые в большинстве случаев отказывались принимать участие в исследовании, ссылаясь на то, что «не принято» говорить другим как они оценивают свой внешний облик.
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы определить степень выраженности «обеспокоенности своим внешним обликом», в зависимости от принадлежности девушек к различным этно-культур — ным группам. Степень «обеспокоенности своим внешним обликом» рассматривалась как производная от сочетания самооценок различных компонентов внешнего облика (оценка своего лица; оценка своего телосложения; оценка оформления своего внешнего облика; оценка выразительного поведения) и позитивности-негативности принятия своего отраженного внешнего облика; соответствия возрасту, гендеру; оценок привлекательности внешнего облика для партнера противоположного пола и степени сексуальности своего внешнего облика. В конструкт «обеспокоенность своим внешним обликом» была также включена оценка удовлетворенности им.
С целью изучения степени « обеспокоенности своим внешним обликом» в соответствии с выше перечисленной совокупностью показателей применялась методика «Оценочно-содержательной интерпретации своего внешнего облика и его соответствия гендерно-возрастным конструктам» (Лабунская, 2009).
В исследовании приняли участие 50 девушек в возрасте от 17 до 24 лет, которые в соответствии с их этнической идентичностью были разбиты на пять этно-культурных групп: армяне, грузины, ингуши, чеченцы, русские. В каждой группе по 10 девушек. С целью определения значимых различий в степени «обеспокоенности своим внешним обликом» девушками из различных этно-культурных групп использовался Т — критерий Стьюдента. В проведении эмпирической части исследования принимала участие К. Падалка.
Результаты исследования и выводы. Сравнительное изучение феномена «обеспокоенности своим внешним обликом» показало, что участниц исследования можно разделить на три подгруппы в соответствии с оценками различных компонентов внешнего облика, позитивности-негативности принятия своего отраженного внешнего облика; соответствия возрасту, гендеру; оценок привлекательности внешнего облика для партнера противоположного пола и степени сексуальности своего внешнего облика; общей удовлетворенности им.
Самые низкие показатели по всем выше перечисленным критериям наблюдаются у девушек из Ингушетии и Чеченской республики. Они значимо ниже оценивают эстетические, физические параметры своего лица, телосложения, считают их неухоженными, непривлекательными для противоположного пола, несексуальными. У них значимо ниже общая удовлетворенность внешним обликом и достаточно негативное отношение к своему отраженному внешнему облику.
Девушки — армянки значимо выше, чем представительницы из других этно-культурных групп оценивают отдельные параметры внешнего облика, но не отличаются значимо от девушек — грузинок степенью удовлетворенности внешним обликом. Девушки — грузинки, в свою очередь, значимо выше, чем русские девушки, оценивают эстетические, физические параметры своего внешнего облика. Для них является привлекательным их отраженный внешний облик, они считают себя привлекательными для противоположного пола. Эти данные позволили объединить девушек грузинок и армянок в одну группу в соответствии с их оценками своего внешнего облика.
Русские девушки отличаются тем, что значимо ниже оценивают свой внешний облик, чем девушки грузинки и армянки, но значимо выше, чем девушки, принадлежащие к этническим группам: ингуши и чеченцы.
Если исходить из заданных показателей «обеспокоенности своим внешним обликом», то напрашивается вывод о том, что девушки, принадлежащие к этническим группам: ингуши и чеченцы, в большей степени, чем девушки из других изучаемых нами этнических групп обеспокоены своим внешним обликом. Однако мы полагаем, что низкие оценки девушками из Ингушетии и Чечни своего внешнего облика, удовлетворенности им не являются прямыми показателями высокой степени «обеспокоенности свои внешним обликом». Приверженность низким оценкам эстетических, физических параметров своего внешнего облика, его привлекательности для противоположного пола, удовлетворенности отраженным внешним обликом является, с нашей точки зрения, проявлением культурных традиций, связанных с презентацией девушками оценок и самооценок любого типа, проявлением «этнокультурных табу», функционирующих в сфере отношений между мужчинами и женщинами. Учитывая давление этнокультурных традиций на оценку девушками из Ингушетии и Чечни своего внешнего облика, весьма трудно сделать заключение о степени «обеспокоенности ими своим внешним обликом».
Из всех изучаемых этнических групп, наибольшую степень «обеспокоенности своим внешним обликом» демонстрируют русские девушки. Эти данные можно объяснить влиянием западных традиций, проникающих с помощью визуальных средств информации. Они пропагандирует не только «идеальные образцы внешности», но и отношение к внешнему облику, несоответствующему им.
Таким образом, можно заключить, что «нормальность некоторой обеспокоенности по поводу своего внешнего облика» является кросс-куль — турным феноменом. Заниженная оценка своего внешнего облика не является прямым показателем « обеспокоенности своим внешним обликом», особенно, тогда, когда девушки являются представительницами тех этнических групп, в которых четко регламентированы способы презентации себя и демонстрации самооценок. Принадлежность к определенной этнической группе диктует выбор диапазона оценок своего внешнего облика, и способы репрезентации «обеспокоенности своим внешним обликом». Культурные традиции предписывают скрывать социальное чувство неловкости и сексуальное, физическое чувство неловкости, порожденные внешним обликом.
Список литературы
Лабунская В. А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2009.
Рамси Н, Харкот Д. Психология внешности. — М.-Спб.: Изд-во «Питер», 2009.
Rodin J.,Silberstein L.,Streigel M. Women and weight: a normative discontent// Nebraska Symposium on Motivation, 32: Psychology and Gender. 1985. pp. 267-308.
Н. М. Лебедева
Москва, Государственный университет — Высшая Школа Экономики