M. N. Romanova
Saransk, Mordovian State University named after N. P. Ogarev
Ethnopsychological Aspects of the Social Space:
Based on the Example of the Traditional Dwelling of the Mordvins
An attempt to trace the reflection of some customs, connected with the dwelling, is made in the article. While building the house and moving into it owners accomplished rites to make favorable psychological attitude, instill confidence in the fact that their life will be successful and the house will be protected from the evil forces as well as from other troubles.
Социальное пространство — это социально освоенная часть природного пространства как среды обитания людей. Оно характеризует структуру жизнедеятельности общества и выражается в способах расселения людей. Элементарной ячейкой социального пространства может служить жильё человека, семьи, которое выступает «центром культурной жизни» (Коно — ненко, 2003, с. 330). Аксиологическое измерение социокультурного пространства включает также рассмотрение ценностных оснований для возникновения и существования различных социальных групп и субкультурных образований в культурном контексте, едином в своем многообразии. Аксиологический анализ — необходимая составляющая при изучении процессов инкультурации, связанных с усвоением индивидом определенной системы культурных ценностей и норм. В этой статье сделана попытка проследить отражение некоторых обычаев, связанных с жилищем. Обычай — стереотипизированная форма поведения, связанная с деятельностью, имеющей практическое значение, с регулированием обыденной жизни, не жестко фиксированная программа поведения (Садохин, 2000, с. 248).
Специфика жилища и хозяйственных построек также определяется природно-климатическими условиями, семейным строем, хозяйственнокультурным укладом, традициями. Полностью освоенным и обжитым жилье считалось после специального обряда — «од кудонь озкс» (м.1), « од кудонь ознома» (э.). В настоящее время этот обряд чаще всего называется новоселье. Его обычно приурочивали к ближайшему празднику или, в крайнем случае, — к выходному дню. Все приглашенные (а это чаще всего ближайшие родственники и соседи) считали нужным и обязательным «на обзаведение хозяйства» нести кур, овец, поросят или что-либо из хозяйственных принадлежностей. В с. Колопино Краснослободского района — живую курицу или петуха, чтобы в доме велась «живность» (ПМА: Авдеева, 2005). Мордва повсеместно обязательным считали принести с собой хлеб, деньги. В настоящее время скот дарят в основном родители, другие родственники одаривают или деньгами, или же купленными изделиями. Так, например, в д. Чукалы Ардатовского района в новый дом приносили горшок каши — для благополучной жизни (РФ ГУНИИГН, И — 148, л. 25); в с. Мордовское Давыдово Кочкуровского района соседи и родственники приносили кур (символ плодородия) (РФ ГУНИИГН, И — 489, л. 29). Жители с. Подгорное Конаково Темниковского района считали, что в новом доме курица приносит счастье. Поэтому хозяйка на новоселье обязательно угощала гостей куском куриного мяса (РФ ГУНИИГН, И — 390, л. 30). У мордовского населения было принято, чтобы любой человек, впервые входивший в новый дом, считал обязательным принести что-либо, что символизировало пожелание хозяину достатка.
Повсеместно, при переходе семьи в новый дом, вперед пускали кошку или петуха, к которым мордва (да и некоторые другие народы Мордовии) приписывала очистительные или охранительные функции. В с. Баево Ардатовского района при заселении дома сначала бросали подушку, потом запускали кошку, а гости бросали монеты со словами «Брошу серебро и медно, и чтобы не жили бедно» (ПМА: Ладяшкина). В. С. Атяшево Атяшевс — кого района первой впускали кошку, а затем мальчика, после чего совершали молебен, устраивали поминки по усопшим, и только после этого устраивали новоселье (ПМА: Бектяшина). В с. Мордовские Парки Краснослободского района кошку пускают для того, чтобы узнать, в каком углу ставить кровать, так как, по их мнению, кошка для сна выбирает самое удобное место (ПМА: Повернова). Как рассказывал информатор из с. Зайцево Краснослободского района был случай, когда как только впустили кошку, она убежала очень быстро, и вскоре умер хозяин дома, пропала дочь, которую, как говорят, до сих пор не нашли (ПМА: Шутова). В Зубово-Полянс — ком районе кошку в новый дом приносили из старого дома (РФ ГУНИИГН, И — 906, л. 6). Мордва Теньгушевского и Ковылкинского районов кошку впускали для долголетия членов семьи (ПМА: Шутова, 2005). После этого приносили в дом икону Христа Спасителя, а во двор ходили с иконой Святого Власия, и окропляли святой водой, на дверях и окнах мелом рисовали кресты. Этот ритуал проводили старшие в доме, чаще всего родители. Когда заходили в дом, кидали шерстяной клубок для того, чтобы молодые жили счастливо в этом доме (ПМА: Учеватова, Цибизова).
Переходу в новыи дом предшествовало приглашение или «переселение» юрт-авы из прежнего очага (или в краинем случае огня со старого очага). Во вновь отстроенном доме (чаще всего под печью) для нее ставилось угощение. Молили, как правило, юрт-аву переити с такими словами: «Хранительница дома, Кудо юрт-ава, матушка… Утоли свои голод, успо — кои свое сердце, затем поидем в новыи дом, на новое место, новое жилье обживать, новыи дом оберегать (УПТМН, 1981, с. 195).
В новом доме хозяика вновь обращалась к божеству: «Богиня дома, как охраняла ты старыи дом, так охраняи и новое жилье». В первую ночь после переселения она не спала, старалась «услышать» юрт-аву. Если еи слЫшаЛись стон, скрип, стоны или вздохи, то считалось, что богине не нравится новыи дом, а если была тишина — значит, он пришелся еи по нраву (ЦГ А РМ, 10, л.5). В с. Волгапино Теньгушевского раиона перед тем, как позвать юрт-аву в новыи дом, хозяева молились в старом. Переход в новыи дом совершали чаще ночью. В новом доме пекли пирог и оставляли его в старом доме для «старои» юрт-авы, а в старом доме пекли пирог и несли в новыи дом для «новои» юрт-авы (РФ ГУНИИГН, И — 489, л. 133). В новом доме в этом же селе в переднии угол «шкаи угол» хозяева ставили вино, квас, клали хлеб и, обращаясь к юрт-аве, говорили: «Юрт-ава, юрт — ава, даи нам здоровья». В восточнои части Мордовии (с. Мордовское Давыдово Кочкуровского раиона) при переходе в новыи дом хозяика спускалась в подпол, брала горсть земли, заворачивала в кусок ткани и переносила в переднии угол подполья нового дома. Это и была, по их мнению юрт-ава (РФ ГУНИИГН, И — 489, л. 133).
Немаловажное значение в культуре мордвы имело поверье о домовом. Так, например, в с. Заицево Краснослободского раиона специально для домового пекли пироги «цюкорнят» и говорили такие слова: «Аде домовоине мархтонок» («Поидем матушка дома с нами») (ПМА: Ладяш — кина). По поверью жителеи с. Мордовские Парки Краснослободского раиона «Если скотина в доме не идет, означает, что в доме нет домового, особенно часто встречалось в современных двухквартирных домах» (ПМА: Арсенкина). В Теньгушевском раионе во двор для домового бросали петуха, чтобы дом охраняли от разных «нечистых духов», а в Ковыл — кинском и Ардатовском раионе — курицу или петуха, для того, чтобы хозяева дома жили в достатке и все несли в дом (ПМА, Ведякова;2008; РФ ГУНИИГН, И — 148, л. 25). В архивных источниках ГУ НИИ ГН записан материал о том, как один житель дважды видел домового («кудос-спас»). Е. С. Сурдин рассказывал так: «Когда был еще не женатым, поздно пришел домои. Вдруг вижу, что по дому ходит белая старуха и фукает: «Фу — фу, какие нечистоплотные, хозяика не убирается». Второи раз с неи встретился таким образом. Я пришел с девушкой и сидел с ней около нашего дома. Вдруг вижу, что у нашей лошади кто-то расчесывает гребнем гриву. Через некоторое время кудос-спас берет палку и бросает в нас» (РФ ГУНИИГН, И — 906, л. 6). Жители с. Дракино Торбеевского района сообщили такие данные о домовых: «Когда случалось несчастье, то она показывалась людям. Появляется она в виде женщины в белом платье, либо в красном платье. Она может мучить животных всю ночь. После этого скот мокнет, пеной покрывается. Бывают случаи, когда от чужих соседей куд-ава, не имеющая своего двора, может перейти на соседний двор» (РФ ГУНИИГН, И — 152, л. 92, 111).
Таким образом, этнопсихологические аспекты в социальном пространстве у мордвы можно проследить через проведение определенных обрядов, связанных с традиционным жилищем (при его возведении и вхождения в него): дом занимает значительное место в других обрядах (свадебных, родильных, поминальных и т. п.). Как отмечает профессор, этнограф Л. И. Никонова: «Такие обряды, создавали у хозяев дома благоприятный психологический настрой, уверенность в том, что после их свершения, жизнь семьи будет благополучной и охраняться от мнимых действий, например, злых сил» (РФ ГУНИИГН, И — 1320, л. 46).
Список литературы
Кононенко Б. И, Большой толковый словарь по культурологии. — М.: ООО «Издательство «Вече 2000», ООО «Издательство АСТ», 2003. — 512 с.
Рукописный Фонд государственного учреждения «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» (РФ. ГУНИИГН). И-148. Мордовская этнографическая экспедиция в 1953 году по селам Большеигнатовского района Мордовской АССР. на 165 л.
РФ. ГУНИИГН. И-152. Этнографические материалы, собранные участниками историко-этнографической экспедиции 1951 г. в Торбеевском районе Мордовской АССР. на 321 л
РФ. ГУНИИГН. И-390. Белицер В. Н. Материалы мордовской этнографической экспедиции 1958-1959 гг. на 105 л.
РФ. ГУНИИГН. И-489. Материалы Мордовской этнографической экспедиции 1959 г. на 254 л.
РФ. ГУНИИГН. И-906. Отчет об этнографической экспедиции сектора археологии и этнографии, проведенной в 1975 г. л. 6.
РФ. ГУНИИГН. И-1320. Никонова Л. И. Традиционные способы сохранения здоровья мордвы. Саранск, 1993. С. 46. дисс. на соиск. уч. степени канд. н. на 231 л.
Садохин А. П. Этнология. — М.: Гардарики, 2000. — 256 с.
Устно — поэтическое творчество мордвы. — Саранск, 1981. — Т. 7. — 304 с.
ЦГА РМ Р-267, оп.1, д.312. Мордовские обычаи, моления и обряды. Автобиографии учащихся Казанской учительской семинарии. л. 5.
Полевой материал автора (ПМА), собранный в этнографических экспедициях
Авдеева Татьяна Николаевна, 1956 г. р., с. Колопино Краснослободского района, записи 2005 г.
Арсенкина Ирина Степановна, 1934 г. р., с. Мордовские Парки Краснослободского района, записи 2005 г.
Бектяшкина Антонина Павловна, 1938 г. р., с. Атяшево Атяшевского района, записи 2008 г.
Ведякова Анна Егоровна, 1930 г. р., с. Мордовское Вечкенино Ковылкинско — го района, записи 2008 г.
Ладяшкина Татьяна Федоровна, 1926 г. р., с. Баево Ардатовского района, записи 2008 г.
Повернова Анна Ефимовна, 1949 г. р., с. Мордовские Парки Краснослободского района, записи 2005 г.
Шутова Пелагея Ивановна, 1924 г. р., с. Зайцево Краснослободского района, записи 2005 г.
Учеватова Мария Николаевна, 1937 г. р., с. Стандрово Теньгушевского района; Цибизова Ольга Ермалаевна, 1927 г. р., с. Куликово Теньгушевского района, записи 2003 г.
Примечания
1 Здесь и далее: м. — мордва-мокша, э. — мордва-эрзя
А. В. Рудых
Иркутск, Байкальский государственный университет экономики и права