R. R. Nakohova
Cherkessk, Karachaevo-Circassian State University
Research of valuable orientations entnophors of Karachaevo-Circassia through the national epos «Narty»
A great number of global social and cultural changes have influenced on the formation of value orientations of the peoples, living in Karachaevo-Cherkessia. But in spite of the changes that took place, the ethnos have kept their ethnic peculiarity, extremely rich in traditions ethnic culture and unique mentality. Epos in the republic carries out an important function in the system. Personality-society. It ensures the process of passing natural values from one generation to another. To check up the hypothesis of the stability in time ethnic values we have made a content-analysis of nart epos texts, using G. Hofsteds method.
Система ценностных ориентаций является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно — потребностной сферой и системой личностных смыслов.
Мера соответствия индивидуальных ценностей групповым обеспечивает эффективность адаптации субъекта в конкретной социальной среде, возможность действовать сообща, реализовывать собственные цели в гармонии с групповыми целями. Согласованность индивидуальных и групповых ценностей проявляется в построении индивидуальной идентичности через идентификацию с группой.
Ценности индивида, ценности группы и общечеловеческие ценности представляют собой систему взаимосвязанных и взаимно детерминированных элементов.
Ценностные ориентации этнофоров Северного Кавказа формировалась под влиянием множества глобальных социокультурных изменений, затрагивающих, в том числе, и систему ценностей.
Но при всех происходивших и происходящих изменениях этносы Карачаево-Черкесии сохранили этническое своеобразие, богатую традициями этническую культуру и уникальную ментальность. Сочетание гибкости и стабильности, чувствительности к внешним воздействиям и сохранение внутреннего стержня достигалось за счет верности этническим идеалам и этническим ценностям.
Этноценности у абазин, карачаевцев, черкесов, ногайцев регламентируется в соответствии, во-первых, с их принадлежностью к клановому, родовому или семейному древу, во-вторых, с их статусом, в-третьих, с их возрастом. Эти три момента — иерархия, власть и старшинство — жестко определяют границы одобряемого поведения. Внутренняя иерархия кланово-родовых отношений, свойственная северокавказским культурам, и в наши дни свидетельствует об их авторитетности, опирающейся на традиционный патриархальный менталитет.
Нравственные характеристики связаны со способностью придерживаться твердых правил поведения и не отступать от них. В культурах народов Карачаево-Черкесии со времен Нартов четыре краеугольных камня: геронтотимия — почитание стариков, личная честь, культ гостя и взаимопомощь. Эти ценности отличались не только строгостью их соблюдения, но и радикализмом.
Следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм. На уровне индивидуального сознания мотивами, реализующими норму, могут выступать: «страх», «стыд»,«чувство долга», «ответственность», «честь», «сохранение лица», «совесть», «чувство вины», «чувство собственного достоинства» и т. п.
С эпохи нартов впервые начинает прослеживаться в системе ценностных ориентаций народов Карачаево-Черкесии этноценности (сакральные ценности — честь, достоинство, уважение к старшему, гостеприимство, чувство принадлежности к роду, народу, семье и т. д.).
Народный эпос народов Северного Кавказа — это рефлексируемый срез человеческого опыта, он живет и сохраняется в «текстах культуры», которые фиксируют смыслы, ценности и идеалы человеческого бытия. Развитые формы человеческого самосознания, вырабатывая идеальные представления о сущем и должном, опредмечиваются в эпосах народов Северного Кавказа.
Как форма наиболее устойчивой части самосознания, культуры и средства формирования духовного мира, системы ценностей, народный эпос является неотъемлемой, органической частью общественного производства и воспроизводства жизни, социокультурного организма в целом, является способом индивидуализации культуры (этноса, нации, народа) и важнейшим условием социализации личности (Нарты…, 1975).
Эпос народов Северного Кавказа выполняет важную функцию в системе «личность-общество», обеспечивая процесс наследования, передачи национальных ценностей, социального опыта от одного поколения к другому.
Фиксируя новое социальное состояние личности и общества, он «охраняет» культуру в целом как надличностное явление, задает социальные, этнические ценности и идеалы, способствует транслированию субъект — ности личности, выступает специфическим средством познания мира и личности и содержит в себе ценностноориентационные доминанты, составляющие основу и специфику национально-культурной ментальности современных этнофоров.
Эпос «Нарты» — моральный кодекс, кодекс норм поведения человека в обществе, кодекс мужества и храбрости, кодекс целей и идеалов, кодекс горцев. Он одинаково значим для всех народов Северного Кавказа, что в известной степени формировало и направляло характер горцев, их психический уклад жизни, способствовало созданию общекавказской культуры и формированию системы этноценностных ориентаций, которые остаются стабильными и в настоящее время (Накохова, 2008)
Для проверки гипотезы о стабильности во времени этноценностных ориентаций мы провели анализ исторических документов, в частности контент-анализ нартского эпоса.
Из анализа текста «Нарты» мы сформировали представление о доминирующих ценностях нартов. В качестве теоретической основы анализа использовалась концепция Г. Хофстеде о пяти значимых измерениях культур: индивидуализм-коллективизм; неприятие неопределенности (сильное / слабое); дистанция власти (большая/малая); мужественность/женственность; краткосрочная / долгосрочная ориентация на будущее (Лебедева, 1999).
Анализ текста показал, что для древней нартской культуры характерен высокий уровень коллективизма и низкий уровень терпимости к неопределенности.
Показатели по шкалам мужественности-женственности, дистанции от власти и ориентации по времени находятся на среднем уровне.
По уровню шкалы «индивидуализм-коллективизм» нартская культура продемонстрировала высокий коллективизм. В коллективистских культурах приоритет принадлежит целям свой группы (ин-группы), семьи, рода, этноса в целом, а не целям одной личности.
Как видно из таблицы 5 по шкале «Неприятие неопределенности» нартская культура получила показатели выше среднего. Избегание неопреде — лённости (неприятие неопределённости) — степень восприятия и реагирования на незнакомые ситуации.
По показателю дистанции от власти получены близкие к средним результаты. Присутствует альтернативная принятию неопределенности норма, что акцентирует субъективно-волевую составляющую концепции власти. Возможно, это связано с тем, что индивидуальная власть в нартс-
Таблица 5 Доминирующие ценности этнофоров Карачаево-Черкесии (по результатам анализа текстов «Нарты»)
|
Ком обществе приобретала значение во время борьбы с врагом (в противовес народному собранию, Нарт-адгылара или хасе и т. п.).
По показателю маскулинности нартская культура характеризуется средними значениями. Существует культурно специфичная норма половых ролей. Высокая степень маскулинности в данном древнем обществе подчеркивается в текстах эпоса. Это выражается в половых ролях, исполнительности, амбициозности, гордости, независимости, что подтверждается психологическими особенностями древних абазин, черкесов, карачаевцев, ногайцев. При этом наблюдается глубокое уважение и почитание женского пола, принятие помощи и советов от нартских женщин.
Общая близость ментальных особенностей определяет характерные черты менталитета народов КЧР (абазин, черкесов, карачаевцев, ногайцев) — это традиционализм, т. е. устойчивость традиционных социальных институтов, сила связи с прошлым, сопротивление переменам.
Изменение социальных условий определяло неизбежные сдвиги мировоззрения и системы ценностных ориентаций этнофоров Карачаево — Черкесии.
Однако эти сдвиги и сегодня не ведут к разрушению этносов, к уничтожению этнических ценностей. В системе ценностных ориентаций народов Карачаево-Черкесии со времен Нартов системообразующим фактором остаются стабильные этноценностные ориентации.
Список литературы Лебедева, Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.: Ключ-С, 1999. — 224 с.
Накохова, Р. Р. Психология ценностных ориентаций этносов и этнофоров Северного Кавказа. — М.: Линкор, 2008. — 386 с.
Нарты — Абазинский народный эпос / Под ред. Вл. Меремкулова. — Ставрополь: Ставр. кн. изд-во. К-Ч отд., 1975.
Л. И. Науменко
Минск, Институт социологии Национальной Академии Наук Беларуси