ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАМКАХ МОДЕЛИ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Г. ХОФСТЕДЕ

A. I. Komarova

Volgograd Academy of Public Administration

Study of emotional intelligence in the G. Hofstede’s model of cross-cultural research

The paper presents the results of the study of emotional intelligence of Russian and Chinese students. The analysis of the results obtained in the «collectivist cultures» G. Hofstede. Shown that culture with the same «cultural dimension» are characterized by specific fea­tures, which are caused by the level of development components of emotional intelligence.

В связи с расширением международных связей в условиях глобализа­ции, вопросы изучения культурной специфики индивидуального поведе­ния приобретают особую актуальность. Попытка охарактеризовать куль­туру в зависимости от особенностей поведения индивида была предприня­та голландским ученым Г. Хофстеде, чья теория является одной из наибо­лее распространенных в современных кросс-культурных исследованиях.

По Г. Хофстеде, одну культуру от другой отличают пять «культурных измерений»: индивидуализм — коллективизм, дистанция власти, избега­ние неопределенности, мужественность — женственность, краткосрочная — долгосрочная ориентация на будущее. Однако, нам представляется, что культуры стран со сходными параметрами «культурных измерений» так­же имеют свои специфические отличия, что проявляется в использова­нии разных моделей взаимодействия, преобладании различных систем ценностей (Hofstede, электронный ресурс).

В данной статье представлены результаты исследования одного из из­мерений Г. Хофстеде — «индивидуализм — коллективизм». «Коллективист­ские» общества характеризуются крепкими связями между индивидуу — мами, преобладанием групповых интересов над интересами личности, где мнения и убеждения каждого индивидуума совпадают с мнениями и убеждениями своей группы. В ответ на это группа защищает своих чле­нов в различных ситуациях угрозы. В «коллективистских» странах люди с самого рождения включены в сплоченные группы. Нам представляется, что в «коллективистских» культурах для успешной коммуникации необ­ходимо более глубокое понимание эмоционального состояния окружаю­щих, чем это требуется в «индивидуалистических» культурах.

Эффективному межличностному взаимодействию способствует высо­кий уровень эмоционального интеллекта (Андреева, 2004, с.24). Эмоцио­нальный интеллект представляет собой совокупность эмоциональных и социальных способностей, таких как способность к пониманию собствен­ных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сфе­рой и самомотивации. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны.

В рамках исследовательского подхода Д. В.Люсина (Люсин, 2004, с.31) рассматривается внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ) и межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ), автор считает, что эмоциональный интеллект (ЭмИн) формируется в ходе всей жизни чело­века. В «индивидуалистических» культурах, где связи между индивидуу­мами очень слабы, показатели внутриличностного эмоционального ин­теллекта (понимание и управление своими эмоциями, контроль экспрес­сии) должны преобладать над показателями межличностного эмоциональ­ного интеллекта (понимание и управление чужими эмоциями), в «кол­лективистских» культурах должна быть выражена обратная тенденция.

В качестве примера «коллективистских» стран, чьи культуры истори­чески складывались как «коллективистские», можно привести Россию и Китай, рейтинг индивидуализма этих стран в рамках исследования Г. Хоф — стеде составляет, соответственно, 39 и 20.

Изучение обозначенной проблемы проводилось с использованием «Опросника ЭмИн» (Люсин, 2006, с. 3). В качестве объекта исследования выступили 60 русских и 60 китайских студентов в возрасте 20-22 года. Для китайских студентов «Опросник ЭмИн» был переведен на китайс­кий язык с последующей проверкой, которая осуществлялась путем об­ратного перевода.

Обработка полученных результатов проводилась при помощи пакета БРББ 13.0, в результате которой были выявлены различия по следующим показателям:

— у русских испытуемых выявлены идентичные показатели по шка­лам МЭИ и ВЭИ;

— у китайских испытуемых выявлено преобладание показателей ВЭИ над МЭИ (р < 0,001);

— при равнозначных значениях показателей ВЭИ у русских и китайс­ких студентов, показатели МЭИ у русских испытуемых выше, чем у ки­тайских испытуемых (р < 0,001).

Таким образом, выявлено, что культуры со сходными «культурными измерениями» характеризуются своими специфическими особенностя­ми, которые обусловлены уровнем развития компонентов эмоционально­го интеллекта.

Полученные результаты имеют большое значение для межкультурно — го взаимодействия, они должны учитываться в процедурных моментах организации и проведения переговорного процесса, в исследовании и оценке организационных культур, в развитии кросс-культурной компе­тенции современных менеджеров.

Список литературы

Андреева, И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта [Текст] / И. Н.Андреева / / Социально-психологические проблемы ментальности. — Ч. 1. — Смоленск, 2004. — С. 21-32.

Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте [Текст] /Д. В. Люсин / / Социальный интеллект: теория, измерение, исследо­вания / Под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. — М., 2000. — С. 29-39.

Люсин, Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллек­та: опросник ЭмИн [Текст] /Д. В. Люсин// Психологическая диагностика. — 2006. — №4. — С. 3-22.

Hofstede, G. Cultural Dimensions [Электронный ресурс] / G. Hofstede.- URL: Http://www. geert-hofstede. com/hofstede dimensions. php.

Е. Д. Короткина

Тверь, Тверской государственный университет

Updated: 10.08.2013 — 15:01