К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ПОЛИЭТНИЧНОГО МИРА

A. A. Buchek

Kamchatka State University named after Vitus Bering To a problem of research of ethnic consciousness in ethnically various world

Opportunities of an explanation of objectively existing mutual relations of the person with world around through research of ethnic consciousness reveal. The assumption that the ethnic sense in a modern situation of ethnically various world is born on the basis of designing an image of the ethnic generality that generates new senses of an existing ethnic reality proves.

Современный этап обсуждения проблемы этнического самосознания обусловлен принципиально новой ролью этнической образующей в про­цессе социальной эволюции, связанной с глобальными изменениями, произошедшими в мире, глубоким цивилизационным и мировоззренчес­ким кризисом эпохи, а также усиливающейся неустойчивостью многих сфер современного мирового сообщества.

Это состояние сопровождается активным развитием системы взаимо­действия в мире, открывающей новые границы общения, изменяющей картину мира человека в целом, процессы идентификации и самоиден­тификации и прежде всего этнического самоопределения, что неизбежно рождает новый всплеск интереса к изучению этнического самосознания. Характер реальных межэтнических взаимоотношений в ситуации четко осознаваемой полиэтничности социума диктует новый уровень осмысле­ния прошлого, настоящего и будущего своего этноса, а активно развива­ющиеся интегративные процессы отражают настоятельную потребность поиска иных форм организации и функционирования компонентов эт­нического самосознания, необходимых для осмысленного бытия личнос­ти в контексте неразрывной связи этого бытия с историческим наследием этнической культуры.

В условиях вызова глобальной цивилизации этническое самосознание, являясь, по словам ученых, одним из признаков, без которых не может существовать ни один человек, ни одна общность, приобретает новые ка­чества, по-иному функционирует под давлением происходящих измене­ний во множестве культур, народов, религиозных миров, исторических традиций. Сложившееся в этнопсихологии представление о системе структурирования этнического самосознания уже не может эффективно выполнять основную функцию — способствовать формированию более четкой и индивидуализированной идентичности через принадлежность к этнической группе, поскольку сам этнос, прежде всего, как психологи­ческая общность в современном поликультурном пространстве значитель­но расширил свои очертания. Развитие реальности привело к признанию того, что ни один из признаков системы этнодифференцирующих симво­лов и представлений этнической общности не является уже маркером определенной этнокультурной группы. Тем не менее и в современном мире, люди продолжают пользоваться «древнейшей системой категори­зации, основанной на принципе биполярности», в соответствии с кото­рым «происходит категоризация этнических общностей, членами кото­рых они себя воспринимают («Мы»), и тех, которых они не воспринима­ют своими («Они»)» (Мухина, 2008, с. 65). Таким образом, по отношению к личности в современных этнических группах можно сказать, что, несмот­ря на отсутствие (нивелирование) явных этнических маркеров, внутрен­нее глубинное ощущение причастности к своему этносу остается и про­должает развиваться, находя для своего воплощения новые формы, преж­де всего, в сознании и самосознании.

Этническое самосознание, как известно, защищает личность от нео­пределенности, являя собой устойчивую конструкцию, связанную с соци­ализацией и усвоением культурного опыта. Однако в изменяющемся мире, где правила и нормы разных культур наслаиваются и усваиваются одно­временно, а этнос выступает в качестве носителя многих и разных этно­культурных традиций, человек приобретает опыт разрушения, утраты своей исконной этнической идентичности и созидания новой, более под­ходящей в сложившихся условиях. В многочисленных исследованиях до­казано, что этнический смысл порождается в пространстве сознания (са­мосознания), поскольку для обретения смысла личность обращается не­посредственно не к объектам этнического мира, а к их значениям, пред­ставлениям о них (Хотинец, 2000). Исходя из этого, мы предполагаем, что этнический смысл в современной ситуации полиэтничности рождается на основе преобразования в сознании, конструирования образа своей эт­нической общности, что порождает новые смыслы существующей этни­ческой реальности. Дж. Брунер писал, что, понимая мир, человек имеет дело не с определенной формой его репрезентации, а со специфическим способом конструирования и установления реальности (Bruner, 1986). В результате «мир оказывается таким, каким субъект его видит, какие мето­ды познания он применяет, какие вопросы ставит» (Знаков, 2005, с.119).

Переход к конструированию в сознании человека образа этнического мира (и себя в этом мире) в ходе реализации потребности в чувстве прича­стности к этнической группе (как к чему-то незыблемому, настоящему, своему «дому») объясняется еще и тем, что «если мы уверены в возможно­сти перестроить, переконструировать ситуацию и на этой основе выстро­ить будущее, снимается неопределенность этого будущего и те тревоги и опасения, которое оно несет с собой» (Марцинковская, 2007, с. 41). Мы пред­полагаем, что в основе конструирования этнической реальности могут лежать неодинаковые компоненты этнического самосознания в зависи­мости от исторического контекста взаимоотношений культур в полиэт — ничном пространстве и реализации потребности в чувстве причастности к этнической группе. Так, проведенные нами ранее исследования этни­ческой идентичности у коренных малочисленных народов Севера выяви­ли особенности ее формирования на разных этапах онтогенеза в сравне­нии с представителями доминирующей русской культуры (Бучек, 2004). Однако, какими бы специфичными не были бы эти компоненты, они призваны помочь человеку сохранить возможность самоактуализации в многокультурном пространстве, где этнические значения объектов мира все более размываются, быть свободным от внутренних конфликтов и со­мнений в принадлежности своей этнической группе и миру в целом.

Таким образом, исследование этнического самосознания в настоя­щее время скрывает в себе новые возможности объяснения объективно существующих взаимоотношений личности с окружающим миром. Ведь именно этничность в условиях современного кризиса признается уче­ными исторически актуальной «точкой отсчета» поведения человека, а этнология — базовой наукой в методологии анализа и прогноза этого поведения (Сухарев, 2009). Итак, если в конце XX столетия ученые кон­статировали необходимость «серьезных этнопсихологических, методо­логических, теоретических, экспериментальных и эмпирических» ис­следований «природы, сущности, структуры и уровней становления, механизмов проявления и функционирования, закономерностей раз­вития, основных функций этнического самосознания» (Хотинец, 2000, с. 24), то спустя десятилетие необходимо признать, что пришло время глобальной переоценки данного сложного психологического феноме­на в связи с осознанием реальной полиэтничности мира, связанной со всемирными процессами взаимопроникновения культур, стиранием обособленности народов и традиций отдельных этнических общностей, унификацией образа жизни людей в различных регионах планеты, на­конец, с идеей формирования универсальной картины мира и плане­тарного мышления. Все эти обстоятельства приводят к возрастанию не­обходимости осмысления происходящих изменений в этническом са­мосознании личности в поликультурном мире.

Все вышесказанное по-новому высвечивает проблему этнического само­сознания, приобретающую в эпоху нарастания процесса смешения наро­дов и культур новые смыслы и значения, актуализирует ее изучение в много­цветной палитре культурных различий и человеческой исключительности.

Список литературы

Бучек, А. А. Социально-психологические особенности формирования эт­нической идентичности коренных народов Камчатки / А. А. Бучек // Камч. гос. пед. ун-т. — Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ, 2004. — 173 с.

Знаков, В. В. Психология понимания: Проблемы и перспективы / В. В. Зна­ков. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 448 с.

Марцинковская, Т. Д. Психология в современном мире / Т. Д. Марцинковс — кая // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — С. 33-44.

Мухина, В. С. Качественные методы исследования этнического самосозна­ния / В. С. Мухина, Т. Ц. Дугарова // Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-экономического сотрудничества со странами Азиатс­ко-Тихоокеанского региона : сб. науч. статей междунар. науч.-практ. конф. 23-25 мая 2008 г. В 2 т. / Под ред. Р. Д. Санжаевой. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. — Т. 1. — С. 64-68.

Сухарев, А. В. Опыт преодоления методологического кризиса: принцип исторической актуальности и этнофункциональная парадигма в психоло­гии / А. В. Сухарев // Мир психологии — 2009. — № 3. — С. 123-132.

Хотинец, В. Ю. Этническое самосознание / В. Ю. Хотинец. — СПб.: Алетейя, 2000. — 240 с.

Bruner, J. Two Modes of Thought / J. Bruner // Actual Minds, Possible Worlds. London: Harvard University Press, 1986. — P. 11-43.

Л. И. Вассерман, Т. В. Чередникова

Санкт-Петербург, Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева

Updated: 29.07.2013 — 06:59