КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОМЕНТАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ТЕОРИИ ЭТНОСА С. М. ШИРОКОГОРОВА

A. M. Kuznetsov

Vladivostok, Far Eastern State University

Idea of psychomental complex in the ethnos theory of S. M. Shirokogoroff

Problems of ethnic psychology are considered in a context of the concept of psychomental complex by S. M.Shirokogorojf. Being a component of the theory of ethnos of this author, the given concept pays our attention to formation in each ethnic community of own representations about the world, the person and a society, ideas forming an interconnected complex.

Этническая психология (психологическая антропология) со времени Ф. Боаса и других своих основоположников прошла длительную эволюцию. Однако вплоть до настоящего времени как для этой дисциплины, так и для всего блока социально-гуманитарных наук, одной из наиболее актуальных проблем остается определение явления этноса (этичности). Доминирую­щий подход в данной области исследований основывается на принципе конструктивизма и гипертрофированном внимании к концепту этничес­кой идентичности. В своем наиболее радикальном воплощении подобный подход логически приводит к отрицанию реальности не только собственно этнического феномена, но и соответственно какой-то этнической психоло­гии. Более эвристичным следует признать один из альтернативных вариан­тов понимания рассматриваемого явления, разработанный в 1930-е гг. С. М. Широкогоровым (1887-1939). В рамках его теории этническая психология была представлена как важное достояние этнической общности, связанное с формированием характерного для нее психоментального комплекса. Российский ученый уже давно получил широкую известность за рубежом как исследователь тунгусо-маньчжурских общностей Восточной Сибири и Дальнего Востока и один из авторитетнейших специалистов по изучению шаманизма. В последнее время все больший интерес вызывают общетеоре­тические идеи С. М. Широкогорова (Йохансен, 2002; Scalnik, 1988).

Собственно концепция рассматриваемого феномена получила раз­вернутое выражение в фундаментальной монографии «Психоменталь­ный комплекс тунгусов» (Shirokogoroff, 1935), которая уже давно была оценена, но лишь как классический труд по изучению шаманизма (Johansen, 2001). Однако значение данного исследования далеко выходит за столь ограниченные рамки. Дело в том, что именно глубокое осмысле­ние шаманистского мировоззрения, отличного от собственно религиоз­ного, а уж тем более рационального его варианта привело российского исследователя к созданию концепции психоментального комплекса. Ко­нечно, как и некоторые другие этнографы/ антропологи его времени, Широкогоров получил уникальную возможность непосредственно на­блюдать шаманские камлания. Кроме того, знание одного из языков тун­гусо-маньчжурской семьи позволило ему непосредственно общаться с шаманами и другими участниками камланий. Но именно этот исследо­ватель смог преломить полученные во время экспедиций 1912 и 1915­1917 гг. данные через свой опыт учебы в 1905-1910 гг. в Парижском уни­верситете, а затем проживания с 1922 по 1939 гг. в Китае и кратких поез­док в Корею и Японию в обобщающую концепцию столь высокого уров­ня. Сделать же это он смог потому, что рассматривал все явления подоб­ного рода в русле своей теории этноса (Широкогоров, 1923).

Этнография/ антропология конца Х1Х — начала ХХ вв. уже достаточно хорошо представляла себе явление анимизма, в рамках которого существо­вал шаманизм. Поэтому и С. М. Широкогоров отмечал: «Основным призна­ком шаманства является признание за некоторыми людьми способности вмещать в себя духов по своему желанию и усмотрению и познавать явле­ния особым таинственным путем при посредстве знаний и особых способ­ностей вмещенных духов. Признаком, отличающим его от указанных дру­гих способов общения, является установленные ритуал, костюм и особое со­циальное положение шаманов и составляет шаманство» (Широкогоров, 1919, с. 184). Но только российский исследователь смог верно оценить роль и зна­чение шаманов и шаманства для своих коллективов: «Шаману известны приемы, укладывающиеся в шаманский ритуал, которыми они доводят себя до экстаза и произвольно поддерживают это состояние. Шаман, обладая осо­бой повышенной нервной чувствительностью и способностью владеть своим телом в более высокой степени по сравнению со средними людьми, для вы­полнения своих функций должен быть физически, нервно и психически здоровым человеком… Таким образом, шаман является, так сказать, пре­дохранительным клапаном от психических заболеваний» (там же, с. 185). При всей неоднозначности шаманизма совершенно очевидна его связь с оп­ределенной мировоззренческой системой представлений о мире, человеке и обществе и поэтому в контексте данной теории оно было переосмыслено как один из вариантов психоментального комплекса.

Предложив идею психоментального комплекса, Широкогоров отка­зался от использования общего концепта «культура», редуцировав его к категории материальная культура. В целом же для него «… феномены материальной культуры, социальной организации и психоментальный

Комплекс формируют определенную систему, хорошо сбалансированный комплекс, в котором все элементы более или менее связаны и поэтому они не могут трактоваться независимо друг от друга». Подобная система или комплекс являются не чем иным, как этнической общностью. Собственно психоментальный комплекс, как его понимал автор — это «культурные элементы, которые состоят из психических и умственных реакций как на целое, так и его элементы, они могут быть изменяемыми или стабильными, динамическими или статическими». Далее эти эле­менты были распределены по 2 группам: 1) комплекс реакций устойчи­вого и онределенного характера и 2) комплекс мыслей, которые опреде­ляют некоторые умственные установки и которые могут быть рассмотре­ны как теоретическая система данного объединения ( индивида). Зна­чение психомептального комплекса С. М. Широкогоров видел в том, что он не только выполняет функции адаптации коллектива к окружающей среде, но и формирует представления о реальности членов данной об­щности. В силу указанной причины, представители разных этнических общностей могут по-разному воспринимать явления окружающей их дей­ствительности ( Shirokogoroff, 1935). Из этого положения следует важный вывод о различии восприятия и осмысления этнических явлений не только представителей конкретных общностей и исследователей, за­частую являющихся носителями своего особого психоментального комп­лекса, оказывавшего определяющее влияние на результаты их деятельно­сти. В таком случае, в свете теории Широкогорова, изучить и попять дру­гую этническую общность значит, прежде всего, вникнуть в основные по­ложения ее психоментального комплекса.

Список литературы

Йохансен У. Влияние Сергея Михайловича Широкогорова на немецкую этнологию II Этнографическое обозрение. — 2002. — № 1. — С. 139-143.

Широкогоров С. М. Оныт исследования основ шаманства у тунгусов. — Вла­дивосток, 1919.

Широкогоров С. М. Этнос. Исследование основных нринцинов изменения этнических и этнографических явлений 11 Известия Восточного факульте­та Государственного Дальневосточного университета LXVll. (Schanghai) Шан­хай. 1923. — 134 с.

Johansen U. Sergei Mikhailovich Shirokogoroff (1.7. 1887, Suzdal: 19.10.1939, Beijing). Psychomental Complex of the Tungus (engl.; Der psychomentale Komplex der Tungusen), EA LondonjShanghai 1935 — Haupwerke der ethnologie. Alfred Kroner verlag Stuttgart 2001.

Scalnik P. Union sovietique — Afrique du Sud: les ‘theories’ de l’etnos II Cahiers d’Etudes Africaines, 1988 No. 110, vol. XXVIII-2, pp. 157-176.

Shirokogoroff S. M. Psychomental complex of the Tungus. London: Kegan? Paul, Trench. Trubner & Co. 1935. Reprinted by AMS Press. New York. 1982. 469 p.

В. А. Лабунская

Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет

Updated: 17.08.2013 — 02:23